Американское кино чрезвычайно многообразно: люди, которые судят о нём исключительно по зубодробительным блокбастерам или уморительным комедиям, в сущности ничего о нём не знают. И им стоит отправиться на фестиваль американского кино «Амфест», объединяющий и камерное авторское кино, и громкие хиты с участием звёзд первой величины.
Одним из таких хитов стала открывшая фестиваль музыкальная мелодрама «Звезда родилась» о судьбоносной встрече стареющего музыканта и начинающей певицы с Леди Гагой и Брэдли Купером в главных ролях, на показе которой мы заметили Корнелию Манго и Владимира Вишневского.
Бог блюза и ветеран фолк-рока Джексон Мэйн (Брэдли Купер) всё ещё собирает стадионы, его песни всё так же хороши, и им подпевает вся Америка, но запал уже не тот, музыканту грозит потеря слуха, а алкоголь всё хуже помогает отрешиться от проблем и сомнений. Случайная встреча с cover-исполнительницей Элли (Леди Гага), выступающей в перерывах травести-шоу в клубе на окраине, кажется способна вдохнуть свежий воздух в старые меха. Девушка не слишком уверена в своем таланте и боится петь собственные песни, но Мэйн знает, как это исправить...
В общем, история известная. Мелодрама с тем же названием о стареющем, крепко пьющем актере и официантке, обращенной им в кинозвезду, впервые снятая в Голливуде в 1937 году породила уже три ремейка (и это не считая таких фильмов, как «Артист» с Жаном Дюжарденом), в частности, версию 1976-го года, в которой герои, сыгранные Крисом Кристофферсоном и Барброй Стрейзанд, в соответствии с веяниями времени превратились в музыкантов.
Собственно музыка это определённо самая сильная сторона фильма (тем более, что Брэдли Купер, как оказалось, отлично поёт). Особенно до той поры, пока Элли не берут под своё крыло акулы шоу-бизнеса, потихоньку превращая самобытную певицу в очередную «солистку кордебалета». Слава не только уничтожает любовь, но и убивает талант. Просто это не сразу заметно...
РАСПИСАНИЕ ФЕСТИВАЛЯ:
26 сентября, среда 20:00 ЗВЕЗДА РОДИЛАСЬ / A STAR IS BORN
27 сентября, четверг 20:00 ПОИСК / SEARCHING
28 сентября, пятница 20:00 ПАЗЛ / PUZZLE
29 сентября, суббота 13:00 НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КЭМЕРОН ПОСТ / THE MISEDUCATION OF CAMERON POST
29 сентября, суббота 19:30 НЭНСИ / NANCY
30 сентября, воскресенье 15:00 НЕ ОСТАВЛЯЙ СЛЕДОВ / LEAVE NO TRACE, Q&A Алиса Таёжная
30 сентября, воскресенье 18:00 ГОЛАЯ ДЖУЛЬЕТТА / JULIET, NAKED
2 октября, вторник 20:00 СОЛЛЕРС-ПОЙНТ / SOLLERS POINT
3 октября, среда 20:00 РЕЛАКСЕР / RELAXER
4 октября, четверг 19:30 ЧЁРНЫЙ КЛАНОВЕЦ / BLACKKKLANSMAN, Q&A Антон Долин
5 октября, пятница 20:00 С ЛЮБОВЬЮ, САЙМОН / LOVE, SIMON, Q&A Владимир Барченков
6 октября, суббота 15:00 ГРОМКО БЬЮТСЯ СЕРДЦА / HEARTS BEAT LOUD
9 октября, вторник 20:15 МЫ КОЙОТЫ / WE THE COYOTES
11 октября, четверг 20:00 ЧЕЛОВЕК НА ЛУНЕ / FIRST MAN
11 октября, четверг 19:30 ДИКАЯ ЖИЗНЬ / WILDLIFE, Q&A Антон Долин
Дата показа уточняется КТО В ПЯТНИЦУ РОДИЛСЯ / FRIDAY'S CHILD
13 октября, суббота 11:30 ОТРОЧЕСТВО / BOYHOOD, Q&A Антон Долин
14 октября, воскресенье 13:00 ПЕРЕД РАССВЕТОМ / BEFORE SUNRISE, Q&A Алиса Таёжная
14 октября, воскресенье 16:00 ПЕРЕД ЗАКАТОМ / BEFORE SUNSET
15 октября, понедельник 20:00 ПЕРЕД ПОЛУНОЧЬЮ / BEFORE MIDNIGHT
18 октября, четверг 19:30 Т(О)ВАРИЩИ НА ВЕКА: ЧАСТЬ 1 / BEST F(R)IENDS VOLUME ONE
18 октября, четверг 22:00 Т(О)ВАРИЩИ НА ВЕКА: ЧАСТЬ 2 / BEST F(R)IENDS VOLUME TWO, Q&A Александр Павлов
19 октября, пятница 22:00 КОМНАТА / THE ROOM, Q&A Александр Павлов
25 октября, четверг 20:00 ДЖОНАТАН / JONATHAN
31 октября, среда 20:00 ДОННИ ДАРКО / DONNIE DARKO, Q&A Александр Павлов
Фестиваль также пройдет в других городах России.
ГАЛА-ПРЕМЬЕРЫ
ПОИСК / SEARCHING
США 2018, 102 мин.
Режиссёр: Аниш Чаганти
В ролях: Джон Чо, Дебра Мессинг, Джозеф Ли
Детективный триллер на мониторе компьютера
Дэвид Ким (Джон Чо, франшиза «Стартрек») – вдовец и отец, души не чает в своей дочери-подростке Памеле. В один ужасный день девочка исчезает. Следователь Вик (Дебра Мессинг, «Женщины», The Women, 2008; «С праздниками ничто не сравнится», Nothing Like the Holidays, 2008) делает всё возможное, но, увы, поли-ция бессильна. Возможный ключ к разгадке – содержимое компьютера Памелы: Дэвид подбирает пароль и с головой погружается в параллельную реальность соцсетей и видеоблогов. Начинается поиск!
Дебют Аниша Чаганти, показанный на легендарной Пьяцце Гранде фестиваля в Локарно, самом большом open air кинозале Европы, спродюсирован Тимуром Бекмамбетовым. Этот экспериментальный триллер – часть придуманного Бекмам-бетовым направления «десктоп-фильмов». Всё, что мы видим на киноэкране, – компьютерный монитор; мозаика XXI века, которую «Поиск» наполняет саспен-сом и превращает в остросюжетное расследование.
Автор текста Вадим Рутковский
Фильм предоставлен компанией Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing.
В прокате с 27 сентября
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» — приз зрительских симпатий, приз им. Альфреда П. Слоуна
Международный кинофестиваль в Локарно — участник программы
Международный кинофестиваль в Сиднее — участник программы
ЧЕЛОВЕК НА ЛУНЕ / FIRST MAN
США 2018, 138 мин.
Режиссёр: Дэмьен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Клер Фой, Пабло Шрайбер, Кристофер Эбботт, Киран Хайндс, Кайл Чандлер
Райан Гослинг играет космонавта Нила Армстронга
Нил Армстронг – американский Юрий Гагарин. Наш герой первым полетел в кос-мос, их – первым ступил на Луну. Впрочем, «наш», «их» – неуместные разграни-чения; такие герои – герои везде, Армстронга в Советском Союзе с восторгом встречали даже в разгар холодной войны. Он приезжал к нам в 1970-м – путеше-ствовал по стране, дарил тогдашнему премьеру Косыгину образцы лунного грунта и сам получал в подарок от Валентины Терешковой памятный значок, вручение которого осенял портрет Гагарина. Фильм, выходящий незадолго до юбилея лун-ной высадки (потрясающее событие случилось 20 июля 1969 года, во время кос-мической экспедиции корабля «Аполлон-11»), рассказывает о том, что предше-ствовало подвигу: каким он парнем, этот Армстронг, был?
«Человек на Луне» – второй после «Ла-ла Ленд» (La La Land, 2016) совместный проект режиссера Дэмьена Шазелла и актера Райана Гослинга. Их партнерство – гарантия того, что самые сухие биографические факты будут окрашены лириз-мом.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Торонто — участник программы
Венецианский кинофестиваль — участник программы
ЧЁРНЫЙ КЛАНОВЕЦ / BLACKKKLANSMAN
США 2018, 135 мин.
Режиссёр: Спайк Ли
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Роберт Джон Бёрк, Брайан Тарантина, Алек Болдуин
Политическая комедия-детектив – не только о недавнем прошлом
Афроамериканец Рон Сталлуорт (Джон Дэвид Вашингтон, сын великого Дензела Вашингтона) – полицейский, которого руководство отправляет на службу в про-винциальный Колорадо-Спрингс – что почти немыслимо для Америки первой по-ловины 1970-х, когда афроамериканское население страны гораздо больше нужда-лось в защите своих прав, чем сегодня. Вряд ли темнокожий коп мог всерьез рас-считывать на карьеру. Если бы не подвернулось одно невероятное дело: коротая часы в участке, Рон набрал номер местной куклуксклановской ячейки и выдал себя в телефонном разговоре за истового расиста. Так началась великая авантюра по разоблачению преступной организации: Рон вёл телефонные переговоры, ну а представлять мнимого клановца во плоти выпало коллеге-еврею Флипу Циммер-ману (Адам Драйвер).
Название нового джойнта Спайка Ли (именно джойнтами, а не фильмами, он назы-вает все свои работы) напоминает о blacksploitation-триллере 1966 года – там отец внедрялся в куклуксклан, чтобы отомстить за убийство дочери. Но Ли сделал ко-медию – это раз; и основана комедия исключительно на реальных событиях и ав-тобиографии Сталлуорта – это два. Жизнь часто превосходит любые фантазии! Спродюсирован «Черный клановец» вместе с Джорданом Пилом, автором хоррор-фарса «Прочь» (Get Out, 2017). Обращение к прошлому для Ли и Пила – повод говорить о проблемах современной Америки, где президенствует Трамп. Актуаль-ность темы – не помеха зрелищности: «Чёрный клановец» – чемпион профессио-нальных и зрительских симпатий. На Каннском фестивале он получил Гран-при, а на фестивале в Локарно покорил восьмитысячную аудиторию площади Пьяцца-Гранде.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль — Гран-при жюри, приз экуменического жюри (особое упоминание)
Международный кинофестиваль в Локарно — приз зрительских симпатий
Международный кинофестиваль в Сиднее — участник программы
Международный кинофестиваль в Иерусалиме — участник программы
ДИКАЯ ЖИЗНЬ / WILDLIFE
США 2018, 104 мин.
Режиссёр: Пол Дано
В ролях: Джейк Джилленхол, Кэри Маллиган, Эд Оксенбульд, Билл Кэмп, Лекси Анастасия, Кейт Джонс, Зои Маргарет Коллетти, Сара Мур
Утонченное ретро – кинороман о конце одного любовного романа
Грейт Фоллс, штат Монтана – маленький городок с неподобающе пышным названием. Сюда переезжает семья Бринсонов – Джерри (Джейк Джилленхол), Жанетт (Кэри Маллиган) и их 14-летний сын Джо (австралийский ребенок-звезда Эд Оксенбульд); на одном месте с таким непростым, конфликтным харак-тером, как у гордеца Джерри, долго не усидеть. И работу в гольф-клубе Джерри теряет быстро; да что за дело до работы, когда есть миссия поважнее – борьба с лесным пожаром, бушующим в горах. Тем временем Жанетт, подрабатывающая инструктором по плаванию, знакомится с местным дельцом, мистером Милле-ром – не самым приятным типом. Но, кажется, этот мачо – именно то, что нужно сейчас женщине, утомленной переездами и домашним хозяйством...
«Дикая жизнь» – экранизация одноименного романа Ричарда Форда, режиссер-ский дебют великолепного молодого актера Пола Дано. Дано оказался режиссе-ром экстра-класса: в этом филигранном фильме детально выверено всё – от лю-бовно воссозданных примет времени (действие датировано первой половиной 1960-х) до психологии героев. На семейную драму Бринсонов мы смотрим глаза-ми юного Джо: бытовая история наполняется чарующей недосказанностью и тем трепетным отношением к жизни, что возможно только в нежном подрост-ковом возрасте.
Фильм предоставлен компанией «Капелла Фильм».
В прокате с 18 октября.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль – участник программы
Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
ГОЛАЯ ДЖУЛЬЕТТА / JULIET, NAKED
США 2018, 105 мин.
Режиссёр: Джесси Перец
В ролях: Роуз Бирн, Итан Хоук, Крис О’Дауд, Меган Доддс, Джимми О. Ян
Ромком и рок-н-ролл
Энни (австралийка Роуз Бирн) – англичанка средних лет; когда-то идеальные отношения с бойфрендом Дунканом (Крис О’Дауд) медленно, но верно превращаются в обузу; и радикальных изменений в них не предвидится – о том, чтобы завести ребенка, с Дунканом говорить бесполезно. Он еще и ревнует Энни, только ревность эта не совсем обычного толка: меломан Дункан одержим жизнью и творчеством рок-идола Такера Кроу (Итан Хоук), который исчез из поля зрения фанатов 20 лет назад, но вот вдруг прислал демо своего нового альбома ‘Juliet, Naked’, который Энни – о, ужас! – решилась первой отрецензировать в сети. Рецензией дело не ограничилось: Эмми и Такер вступают в переписку, да и многообещающее личное знакомство не откладывают надолго...
Энни и Такер вступают в «трансатлантическую» связь – как и режиссер, американец Джесси Перец («Экс-любовник», Fast Track, 2006; сериал «Девочки», Girls, 2012-2017), взявшийся за экранизацию романа английского беллетриста Ника Хорнби. Вышло по-американски бодро и по-британски элегантно.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» — премьера
Международный кинофестиваль в Нантакете — участник программы
НЕ ОСТАВЛЯЙ СЛЕДОВ / LEAVE NO TRACE
США 2018, 109 мин.
Режиссёр: Дебра Граник
В ролях: Томасин МакКензи, Бен Фостер, Майкл Дрэйпер, Джеффри Риффлард, Дерек Джон Дрешер
Переходный возраст в экстремальных обстоятельствах
Уилл и Том (Бен Фостер и Томаcин МакКензи) – отец и дочь, которые живут в лесу. Точнее, в лесопарке Портленда, добровольно изолировав себя от общества – где войны, травмы, беды; лучше пить дождевую воду и питаться дарами природы, лишь изредка предпринимая краткосрочные вылазки в город, – только так и спасешься. Проблема в том, что с точки зрения властей, бездомным быть дозволяется, жить на общественной земле – нет. После того, как полиция и рейнджеры обнаруживают нелегальных Робинзонов, социальные службы вынуждают Уилла и Том переселиться из заповедника...
Уверенная драма Дебры Граник, автора выдающейся «Зимней кости», метко попадает прямо в сердце. В фильме есть эффектная панорама той части американского общества, что обычно оказывается за кадром, есть размышления о парадоксальной опасности цивилизации и утопичности попыток её избежать. Однако акцент у Граник – на отношениях отца и дочери, странной и непростой любви. И на взрослении Том, проходящем в таких экстремальных условиях. Томаcин МакКензи невольно сравниваешь с Дженнифер Лоуренс, сыгравшей у Дебры Граник великую роль в «Зимней кости» (Winter's Bone, 2010), – и новая восходящая звезда это сравнение выдерживает с честью.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» – премьера
Международный кинофестиваль Heartland – приз Truly Moving Picture
Международный фестиваль независимого кино в Бостоне – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Кливленде – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиэтле – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиднее – участник программы
НЭНСИ / NANCY
США 2018, 87 мин.
Режиссёр: Кристина Чоу
В ролях: Андреа Райзборо, Стив Бушеми, Энн Дауд, Джон Легуизамо, Дж. Смит-Камерон
Как найти близких: инструкция по применению
Нэнси (Андреа Райзборо) – девушка тридцати с небольшим лет, вынужденная ухаживать за полупарализованной приемной матерью (Энн Дауд). В жизни Нэнси мало отрады: писательство, не находящее отклика у издательств, рыжий кот Пол да невинные странности – то одурачит коллег из стоматологической клиники рассказом о турпоездке в Северную Корею, то, прикинувшись беременной, вступит в чат с человеком (Джон Легуизамо), потерявшим ребенка. У Нэнси собственные комплексы по поводу материнства и детства: иногда ей кажется, что она была похищена. После скоропостижной смерти матери Нэнси случайно натыкается на телесюжет о супружеской паре (Стив Бушеми и Джей Смит-Кэмерон), чья дочь пропала 30 лет назад. Сравнение с фотографией исчезнувшей девочки убеждает Нэнси, что она и есть то самое пропавшее дитя...
Сюжет об одержимости своим происхождением можно превратить в триллер, а можно, как делает дебютантка Кристина Чу, в негромкую и щемящую драму – о поиске тепла и близких людей. Предполагаемые кровные узы становятся поводом для дружбы – которая, возможно, не закончится и после титра «Конец фильма».
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» — Приз имени Уолдо Солта за лучший сценарий
Международный кинофестиваль в Сиджесе – участник программы
Международный кинофестиваль в Довиле – участник программы
ПАЗЛ / PUZZLE
США 2018, 103 мин.
Режиссёр: Марк Тёртлтауб
В ролях: Келли Макдональд, Ирфан Кхан, Остин Абрамс, Мандела Беллами, Мирна Кабелло
Драмеди о женской судьбе и настольной забаве
Агнес (Келли Макдональд) – скромная домохозяйка из пригорода, которая каждое утро просыпается если не от храпа мужа, то от звонка будильника. Рутинная изнуряющая повседневность, дни, неотличимые друг от друга, – обыкновенный ад, давно ставший нормой. Одна отдушина для добропорядочной католички – пазлы, пусть муж и ворчит, мол, детская забава. Откликнувшись на объявление о поиске партнера по собиранию мозаичных картин, Агнес знакомится с харизматичным индийцем Робертом (Ирфан Кхан) – и жизнь будто начинается сначала...
Второй полный метр маститого продюсера Марка Тёртлтауба (в его активе – три десятка фильмов, среди которых «Маленькая мисс Счастье», Little Miss Sunshine, 2006; «Безопасность не гарантируется», Safety Not Guaranteed, 2012; и «Громче, чем бомбы», Louder Than Bombs, 2015) – мягкая драматическая комедия, в которой популярное настольное развлечение превращается в ёмкую метафору. Сложить пазл – кропотливое занятие, помогающее поверить в себя. Убедиться в возможности делать правильный выбор и управлять судьбой. Впрочем, пазл – только пусковой механизм, всё необходимое, чтобы жить, а не существовать, уже заложено в каждом из нас. И уникальный дуэт шотландской актрисы Келли Макдональд, звезды «Трейнспоттинга», кажется, ничуть не постаревшей за 22 года, и сделавшего прекрасную карьеру в Америке болливудца Ирфана Кхана работает на подтверждение этой истины.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» — премьера
Международный кинофестиваль в Эдинбурге — фильм открытия
Международный кинофестиваль Heartland — приз Truly Moving Picture
#MUSIC
ГРОМКО БЬЮТСЯ СЕРДЦА / HEARTS BEAT LOUD
США 2018, 97 мин.
Режиссёр: Бретт Хейли
В ролях: Ник Офферман, Кирси Клемонс, Тед Дэнсон, Тони Коллетт, Саша Лэйн, Блайт Даннер
Фрэнк Фишер (Ник Офферман) – неулыбчивый, но всё равно обаятельный бородач, владелец скромного винилового магазинчика на грани закрытия. С мечтами о собственной музыкальной карьере Фрэнк уже расстался: певицей была его мать (Блайт Даннер), сегодня превратившаяся в смешную альцгеймерную старушку; певицей была его жена, погибшая много лет назад. И дочь Сэм (Кирси Клемонс) Фрэнк растил в одиночестве – хотя тут еще не ясно, кто кого растил: в свои 50 Фрэнк всё ещё похож на мальчишку, зато Сэм мудра не по годам и собирается покинуть родной Бруклин ради медицинского колледжа в Калифорнии. Это лето – последнее лето, которое отец и дочь могут провести вместе. Фрэнк подбивает Сэм на авантюру – записать песню ‘Hearts Beat Loud’. Выкладывает её в Spotify. И трек неожиданно становится хитом, что изрядно нарушает хороший жизненный план Сэм...
Тепло – самое точное слово для описания «Сердец», независимого фильма, чей сценарий напоминает романы Ника Хорнби (экранизация одного из них – «Голая Джульетта» – тоже в программе фестиваля). Отличный актерский состав: кроме исполнителей двух главных ролей, живость фильму придают изумительная австралийка Тони Коллетт (в роли домовладелицы Фрэнка, в которую он тайно влюблен) и открытие нулевых лет – Саша Лэйн (она играет подружку Сэм; не пропустите и «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», еще один фильм фестиваля с этой актрисой). Лёгкость в каждом кадре – и каждой ноте.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Сарасоте – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Висконсине – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – участник программы
Международный кинофестиваль в Кливленде – участник программы
#MYOWNPRIVATEME
КТО В ПЯТНИЦУ РОДИЛСЯ / FRIDAY'S CHILD
США 2018, 91 мин.
Режиссёр: А. Дж. Эдвардс
В ролях: Тай Шеридан, Имоджен Путс, Калеб Лэндри Джонс, Джеффри Райт, Бретт Батлер
Главному герою фильма «Кто в пятницу родился» исполняется восемнадцать. Но в отличие от тех, кто покинет семью и окунется в новую жизнь где-нибудь в колледже, Ричи (Тай Шеридан – звезда блокбастера «Первому игроку приготовиться», Ready Player One, 2018; и сандэнсовского тихого шедевра «Мад», Mud, 2012) рос в системе патронатного воспитания и опеки. И теперь ему предстоит войти во взрослую жизнь со всем набором взрослых проблем, помноженных на отсутствие поддержки. Снять жилье, притащить матрас, найти работу на стройке, попытаться не потерять работу, попытаться не потерять жилье. И так непростые задачи, так еще на скользкую дорожку толкает новый знакомый, сыгранный Калебом Лэндри Джонсом («Прочь», Get Out, 2017; «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Three Billboards Outside Ebbing, Missouri, 2017; «Твин Пикс», Twin Peaks, 2017). У этого на лице написано, что он приносит проблемы.
Проза жизни здесь сталкивается с поэзией отдельных ее моментов. Автобусное знакомство. Мелкая кража. Несчастливая красотка из мира, где трава зеленее. У другого режиссера могла бы получиться драма в традициях сурового реализма, но А. Дж. Эдвардс снимает так, будто Терренс Малик взялся за будни беспризорников. А Тай Шеридан идеально подходит на роль молодого человека с напряженно-растерянным лицом. И эта растерянность обязательно рванет в финале, превращая драму повседневного – в трагедию неизбежного. Такое сочетание поэтического взгляда на молодость с безжалостностью оценки, которую ставит режиссер миру, эту молодость ломающему, выделяет фильм среди прочих, посвященных вхождению во взрослую жизнь. Рекомендуется тем, кто беззаботным сказкам предпочитает менее оптимистичное кино о гранях американской жизни.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Шанхае — лучшая мужская роль
Кинофестиваль SXSW — участник программы
МЫ КОЙОТЫ / WE THE COYOTES
Франция, США 2018, 87 мин.
Режиссёр: Марко Ла Виа, Ханна Ладоул
В ролях: Морган Сэйлор, МакКол Ломбарди, Бетси Брандт, Клео Томас, Лорелей Линклейтер, Камерон Кроветти, Николас Кроветти
Лос-Анджелес проверяет любовь на прочность
24 часа из жизни Аманды и Джейка (Морган Сэйлор и МакКол Ломбарди, звезда другого фильма фестиваля, «Соллерс-Пойнт»), молодой пары из Иллинойса, приехавшей покорять столицу Голливуда. Впрочем, о кинокарьере они не помышляют: Аманда пробуется на должность администратора в рекорд-компании, ну а Джейк еще не думал ни о чем конкретном, хотя любовь к французской поэзии, возможно, приведет его на работу в небольшой книжный магазин. Непохоже, чтобы город был рад гостям: неприятность следует за неприятностью, удар – за ударом. Но в 20 лет боль проходит быстро. А Лос-Анджелес пусть себе слезам не верит; всё ещё получится...
Дебют Ханны Ладул и Марко Ла Виа переполнен крупными планами, вплотную приближающими нас к героям; не проникнуться их маленькими приключениями в большом городе физически невозможно. Эмоциональный фильм не расходует попусту ни минуты экранного времени: в каждом кадре – и идиллия, и катастрофа, расстояние между ними сведено к нулю, а любое микрособытие выглядит судьбоносным.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КЭМЕРОН ПОСТ / THE MISEDUCATION OF CAMERON POST
США 2018, 91 мин.
Режиссёр: Дезире Акхаван
В ролях: Хлоя Грейс Морец, Саша Лэйн, Форрест Гудлак, Джон Галлахер мл., Дженнифер Эль, Стивен Хаук
Драма о сексуальном перевоспитании – победитель фестиваля «Сандэнс»
1993-й год. Кэмерон (Хлоя Грейс Морец) учится в благопристойной школе, где каждому учащемуся полагается не расставаться (хотя бы в переносном смысле) с Библией. Но телу не прикажешь – и после уроков Кэмерон предается любви с одноклассницей, которую почитает за идеал. Бойфренды у девчонок, тем не менее, есть – всё же должно быть чинно, как заведено. Так всё и шло, пока один из парней – вот скандал – после выпускного не застукал подружку на заднем сиденье машины. Кэмерон – сирота, и её опекунша отправляет девочку в религиозный интернат God’s Promise: там, под чутким руководством наставников, преподобного Рика (Джон Галлахер-младший) и директрисы-психолога Лидии Марш (Дженнифер Эль), подростков избавляют от влечения к своему полу...
«Неправильное воспитание» – не фильм ужасов: в нем неожиданно много смешного, и последнее, чего хочет Дезире Акхаван, – запугать рассказом о насилии над «неправильными детьми». В God’s Promise насилие вообще не в ходу, это не тюрьма, не психушка, каждый при поступлении сюда подписывает контракт и живёт относительно вольно. Драматизм «Неправильного воспитания» возникает из изначальной патологичности ситуации: с какой стати личность подвергается попыткам коррекции? Промывание мозгов и вторжение в частное пространство – тоже насилие, пусть и без использования электрошока или таблеток. Сильнее же социальных обличений Акхаван волнует личная сторона дела – стремление только-только входящих в самостоятельную жизнь молодых людей понять самих себя. И не только в плане сексуальной ориентации.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Далласе — участник программы
Международный кинофестиваль в Иерусалиме — участник программы
Международный кинофестиваль в Сиднее — участник программы
Международный кинофестиваль в Сиэтле — участник программы
Международный кинофестиваль «Молодость» — участник программы
С ЛЮБОВЬЮ, САЙМОН / LOVE, SIMON
США 2018, 110 мин.
Режиссёр: Грег Берланти
В ролях: Ник Робинсон, Дженнифер Гарнер, Джош Дюамель, Кэтрин Лэнгфорд, Александра Шипп, Талита Бэйтман
Саймон Спир (Ник Робинсон) – обычный подросток, как он сам заявляет. Папа (Джош Дюамель) – красавчик и бывшая звезда школьной футбольной команды. Мама (Дженнифер Гарнер) – тоже красавица, да еще и отличница. Младшая сестра (Талита Бейтман) – умница и любимица семьи. Дом – для жителей с достатком выше среднего. Друзья – образцово хороши собой внешне и внутренне. Школа? Школа как школа, но буллинг в ней если и случается, то в легких формах, вроде пары обидных реплик, на которые можно огрызнуться и не получить по лицу. В общем, для «обычного подростка» как-то даже слишком хорошо, но есть у героя один большой секрет. Ему нравятся парни. А тут еще в школьном блоге завелся загадочный сверстник, поэтично сообщающий о той же проблеме.
К теме подросткового каминг-аута авторы фильма «С любовью, Саймон» постарались подойти серьезно, но без драматизма. То есть так, чтобы Саймон страдал не потому, что мир вокруг открыто враждебен, но потому, что даже в комфортных условиях (понимающие родители, отличные друзья, благополучная школа) сама необходимость выйти вперед и сообщить о себе что-то – пугает. А жизнь «в шкафу» не ужасающе, но все-таки мучительна. Кому рассказать не так страшно: маме, старинной подружке, новой подружке? Нужно ли потом менять джинсы и худи на что-то поярче? Режиссер Грег Берланти иронично обыгрывает клише, связанные с репрезентацией гомосексуальности в кино. А обостряет тлеющий внутри героя конфликт инцидент с шантажом и цепочкой лжи, которая превращает отношения с друзьями в комедию вроде шекспировских, но попроще. В итоге получается кино с легким сердцем, где неминуемы и ошибки, и благополучное их исправление.
СОЛЛЕРС-ПОЙНТ / SOLLERS POINT
США 2017, 101 мин.
Режиссёр: Мэттью Портерфилд
В ролях: МакКол Ломбарди, Джеймс Белуши, Том Гайри, Зази Битц, Марин Айрлэнд
Криминальная драма о смысле жизни
Борзый парнишка Кит (МакКол Ломбарди) мается под домашним арестом в душном Балтиморе – даже кондиционер лишний раз не включишь, отец (Джим Белуши) тут же напомнит о счетах за электричество. Встречает бывшую, Кортни (Зази Битц), привезшую прямо к порогу дома остатки его личных вещей. Собирает металлолом – мелкий, но всё же заработок. Тщетно просит куратора отпустить на день рождения к племяннице. Под арест Кит попал за мелкую розничную торговлю легкими наркотиками: бывают проступки и посерьезнее, и этот срок скоро заканчивается. Но понять, зачем живешь, непросто и без браслета на ноге, когда твоя свобода передвижений не ограничена ничем внешним...
Мэтью Портерфилд – независимый американский режиссер, чьи работы больше востребованы в Европе, чем на родине. От большинства коллег-соотечественников его отличает на редкость непрагматичная интонация: Портерфилд – наблюдатель, создающий этот фильм-очерк неброскими штрихами, без нервозности и нагнетания. Его стиль адекватен одноэтажным задворкам Балтимора – здесь нет небоскребов, слишком высоко не взлетишь. Но режиссерскую сдержанность вполне компенсирует ураганная актерская энергия МакКола Ломбарди, открытого два года назад шедевром Андреа Арнольд «Американская милашка» (American Honey, 2016) с Сашей Лэйн в главной роли (не пропустите эту девушку в другом фильме фестиваля, «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»).
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — премьера
Международный фестиваль Американского Киноинститута — участник программы
Международный фестиваль на Елисейских полях — участник программы
ДЖОНАТАН / JONATHAN
США 2018, 95 мин.
Режиссёр: Билл Оливер
В ролях: Энсел Элгорт, Патриша Кларксон, Сьюки Уотерхаус, Мэтт Бомер, Дуглас Ходж, Джо Эгендер
Джонатан (Энсель Элгорт) – молодой обитатель Манхэттена, стремящийся к уединению даже в нью-йоркской суете. Он просыпается в 7 утра и отправляется на работу – полставки чертежника в архитектурном бюро; от полного рабочего дня Джонатан упрямо отказывается, ссылаясь на необходимость ухода за больным родственником. Но всё обстоит несколько иначе: возвращаясь из офиса, Джонатан ложится спать – чтобы проснуться следующим утром и обнаружить завтрак и видео, рассказывающее, как прошла вторая половина вчерашнего дня...
Паранойя и мелодрама – оборотные стороны «Джонатана», играющего жанрами и эмоциональными состояниями; этот фильм сродни своему герою – остросюжетный перевертыш; арт-оборотень. Энсель Элгорт, звезда «Малыша на драйве» (Baby Driver, 2017), ещё не повзрослел, но уже нарастил мускулы драматического актера: в этой хитрой придуманной «фантастике без спецэффектов» он играет двух персонажей, буквально запертых в одном человеческом теле. Назвать фильм бенефисом Элгорта не позволяет присутствие двух отличных актрис разных поколений: Патриша Кларксон играет доктора, курирующего необычного юношу с детских лет, а Сьюки Уотерхаус – барменшу, чьё появление в жизни Джонатана приводит к роковым последствиям.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль «Трайбека» — премьера
#GROOVYMOVIE
РЕЛАКСЕР / RELAXER
США 2018, 91 мин.
Режиссёр: Джоэль Потрикус
В ролях: Джошуа Бёрдж, Давид Дастмалчян, Андре Хайланд, Адина Ховард, Джо Андерсон
Накануне 2000 года Эбби сталкивается с главным вызовом в своей жизни. Нет, речь идет не о том, чтобы найти работу. Ведь работа для слабаков. Эбби должен пройти 256 уровень Pac-Man – непосильная задача даже для чемпионов видеоигр. И пока Эбби не добьется желаемого, он не встанет со своего дивана. То есть – не встанет буквально. Поэтому ему придется стать выживальщиком – найти способ, как ходить в туалет, и позаботиться о том, чтобы не умереть с голоду.
Приготовьтесь к тому, что все действие будет происходить в одной локации – маленькой задрипанной комнате. Ричард Линклейтер, Кевин Смит, Майк Джадж и даже братья Коэны в 1990-е эстетизировали и романтизировали образ американского поколения Х – обаятельных бездельников, не желающих участвовать в крысиной возне и стремиться быть социально успешными.
Сценарист и режиссер Джоэль Потрикус, начав с «Полудурка» (Buzzard, 2004), продолжает изящно и не без глумления разрушать сложившийся миф о слэкерах и показывает, насколько это сложно быть настоящим релаксером. Люди на расслабоне, оказывается, напрягаются похлеще самых упертых карьеристов. Несмотря на то, что речь идет о 1990-х, фильм лишен модной сегодня ностальгии по давно прошедшей эпохе. Так что Потрикус идет сразу против двух конвенциональных трендов. «Релаксер» – жесткий, сатиричный и бескомпромиссный. И очень crazy.
Награды и фестивали:
Фестиваль SXSW — участник программы
#РЕТРОСПЕКТИВАРИЧАРДАЛИНКЛЕЙТЕРА
ОТРОЧЕСТВО / BOYHOOD
США 2014, 165 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Эллар Колтрейн, Лорелей Линклейтер, Патриция Аркетт, Итан Хоук, Элайджа Смит
История Мейсона Эванса-младшего (Эллар Колтрейн), мальчишки из Техаса, чьи родители (Итан Хоук и Патриция Аркетт) развелись из-за беспробудного пьянства отца. Первые школьные годы, «Гарри Поттер» и «Звездные войны», незаметное взросление, первый алкоголь и свидание, выпускной, скоро в колледж: за без малого три часа экранного времени проходят лучшие годы героя, ничем не примечательного – и совершенно замечательного...
В обычной жизни маленького человека (в начале фильма Мейсон, действительно, просто маленький мальчик) отражается весь мир с его глобальными передрягами, большой политикой и глобальной поп-культурой. Мейсон Эванс-младший – такой же значимый герой, как Гарри Поттер или Барак Обама. Ну а среди мировых кинематографических достижений у «Отрочества» – почетное место: уникальный проект снимался на протяжении 12 лет, фиксируя, как персонажи меняются вместе с актерами, дополняя вымышленные, по сценарию, события реальностью. Сестру Мейсона Саманту играет дочь самого Линклейтера, Лорелей. Впрочем, каждый фильм Ликлейтера – даже тот, где не снимаются его родственники, а действие происходит в фантастическом будущем, – глубоко личный.
Награды и фестивали:
Премия «Оскар» — лучшая женская роль второго плана
Премия «Золотой Глобус» — лучший фильм/драма, лучший режиссёр, лучшая женская роль второго плана
Берлинский кинофестиваль — «Серебряный медведь» за режиссуру, премия читателей газеты Berliner Morgenstern, премия гильдии владельцев арт-хаусных кинотеатров
Премия BAFTA — лучший фильм, лучшая женская роль второго плана
Премия BIFA — лучший независимый международный фильм
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — приз FIPRESCI
Премия «Независимый дух» — лучший режиссёр, лучшая женская роль второго плана
Премия «Спутник» — лучший режиссёр, лучшая женская роль второго плана
Премия «Готэм» — приз зрительских симпатий
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс — премия им. Сонни Боно
и др.
ПЕРЕД ЗАКАТОМ / BEFORE SUNSET
США 2004, 80 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Вернон Доптчефф, Луиз Лемуан Торрес, Альбер Дельпи
Жизнь невозможно повернуть назад? Судьба дарит вторую попытку
Человек предполагает, а Бог располагает: Джесси и Селин снова встретились в Европе, только не через полгода, как планировали в Вене, а спустя девять лет, в Париже. Джесси приехал во Францию уже в статусе успешного писателя – его книга о далекой венской ночи стала международным бестселлером. Селин увидела его фото на обложке и заглянула в знаменитый книжный «Шекспир и компания» на пресс-конференцию. Ситуация по иронии судьбы повторяется – у Джесси снова считанные часы до самолета. Но в этот раз он, кажется, готов пропустить свой рейс: если взамен упущенной когда-то возможности жизнь предоставляет еще один шанс, грех им не воспользоваться.
Линклейтер проявляет потрясающее режиссерское мастерство, снимая Париж – наверное, самый затертый кинематографическим туризмом город – как в первый раз, глядя на исхоженные районы-кварталы Маре и левого берега Сены ясным и свежим взглядом. И никакой усталости – ни от города, ни от жизни – в фильме нет, хотя в прошлом у героев, кажется, было не так уж много счастливых дней. Линклейтер придумал «Перед закатом» вместе с актерами, привнесшим на экран собственные автобиографические мотивы: Хоук к моменту съёмок пережил неудачное супружество с Умой Турман, Дельпи – опыт построения голливудской карьеры. Что выйдет из новой встречи их героев – скоро узнаем.
Награды и фестивали:
Номинация на премию «Оскар» — лучший адаптированный сценарий
Берлинский кинофестиваль — участник программы
Номинация на премию «Независимый дух» — лучший сценарий
Номинация на премию «Готэм» — лучший фильм
Премия международного сообщества любителей фильмов — лучший фильм
ПЕРЕД ПОЛУНОЧЬЮ / BEFORE MIDNIGHT
США 2013, 109 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Шеймас Дэйви-Фитцпатрик, Дженнифер Прайор, Шарлотта Прайор, Ксения Калогеропулу
Ступени супружеской жизни: романтика под угрозой
День в Париже не прошел даром: Джесси и Селин поженились. Спустя девять лет мы встречаем наших старых знакомых на греческом Пелопоннесе, где пара проводила каникулы вместе с двумя дочками и сыном Джесси от первого брака. От романтики, кажется, не осталось и следа, всю съел быт. Но, может, это только кажется?
В третьей части Ликлейтер радикально меняет жанр: это уже не ажурная романтическая зарисовка, и не проникнутая легкой грустью драмеди о неизбежных разочарованиях, но шумная, бурлескная комедия – о вечном семейном переполохе, непрестанной атаке будней и повседневной суете. В версии Линклейтера эта суета не столько утомительна, сколько увлекательна: его бодрость выглядит неподвластной губительному бегу времени, он видит энергию жизни даже в семейной рутине. А чисто американскую режиссерскую манеру подкрепляет горячность Средиземноморья.
Награды и фестивали:
Номинация на премию «Оскар» — лучший адаптированный сценарий
Номинация на премию «Золотой Глобус» — лучшая женская роль в комедии/мюзикле
Голливудская кинопремия — лучший сценарий
Номинация на премию «Независимый дух» — лучшая женская роль, лучший сценарий
Номинация на премию «Готэм» — лучший независимый фильм
Номинация на премию «Спутник» — лучший адаптированный сценарий
Номинация на премию гильдии сценаристов США — лучший адаптированный сценарий
Номинация на премию альянса женщин киножурналистов — лучшая сценаристка
Кинофестиваль SXSW — участник программы
ПЕРЕД РАССВЕТОМ / BEFORE SUNRISE
США, Австрия, Швейцария 1995, 105 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Андреа Экерт, Ханно Пёшль, Карл Брукшвайгер, Текс Рубиновиц, Эрни Мангольд, Доминик Кастелл
Парень, девушка, ночь и город: хроника великого свидания
Джесси (Итан Хоук) – разговорчивый и общительный американец, просто не мог пройти мимо прекрасной французской ровесницы Селин (Жюли Дельпи). Они познакомились в поезде из Будапешта в Вену, откуда Джесси утром следующего дня должен улететь в Америку. Селин же возвращалась на учёбу в Париж, однако, поддавшись обаятельному натиску янки, решила с Парижем повременить и провести ночь в Вене. Не в отеле – пошловатый романчик совсем не входил в планы героев. Исключительно романтическую ночь – в прогулках по ночному городу и разговорах обо всём на свете: вере и путешествиях, уже пережитом любовном опыте прошлого и планах на будущее, прозаических пустяках и сочиненных экспромтом стихах...
16 июня 1994 года: Линклейтер точно датирует события фильма, легкого, как ночной летний воздух старой Европы. Время – такой же полноправный, живой и подвижный герой, как Джесси и Селин: в их возрасте время еще не пугает, оно кажется пусть ветреным, но другом. И утреннее расставание еще не омрачено сожалениями – ведь всё только начинается, впереди – радость, и нет ни малейших сомнений в том, что следующая встреча состоится ровно через полгода, на том же историческом месте. В фильме очень много слов, но они не оседают тяжестью пустой болтовни; слова здесь заряжены энергией азартной спортивной игры; у Линклейтера даже в европейском киноопыте сохраняется победительная натура американца (в его фильмографии, кстати, есть два превосходных спортивных фильма – «Несносные медведи», Bad News Bears; и «Каждому своё», Everybody Wants Some!!). И драйв этого независимого разговорного фильма сопоставим с хорошим голливудским боевиком.
Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль – лучший режиссер
Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
Номинация на премию MTV Movie Awards – лучший поцелуй
#TOMMYWISEAU
Т(О)ВАРИЩИ НА ВЕКА: ЧАСТЬ 1 / BEST F(R)IENDS: VOLUME ONE
США 2017, 102 мин.
Режиссёр: Джастин МакГрегор
В ролях: Грег Сестеро, Томми Вайсо, Кристен СтефенсонПино, Винс Джоливетт, Рик Эдвардс
Судьба сводит бродягу и попрошайку Джона Кортину (Грег Сестеро) с гробовщиком Харви Льюисом (Томми Вайсо). Харви криповый, зато сердце у него золотое. Джон воспользуется доверием нового друга и вскоре осознает, что поступил плохо…
С 2003 года аудитория Томми Вайсо разрослась до невероятия. Фанаты «Комнаты» не могли дождаться, когда их кумир, наконец, сделает очередной шаг в карьере и выдаст что-то если не равновеликое культовому хиту, то хоть что-нибудь. Все равно – что. Терпение поклонников вознаграждено. Спустя пятнадцать лет Сестеро и Вайсо воссоединились, чтобы взорвать танцпол культового кино. Несколько лет ходили слухи о том, что Вайсо работает над целым сериалом. Что ж, плохие новости: сериала не получилось. Но есть и хорошие. Получилось очень странное кино в двух томах (прямо как у Тарантино!).
Первый том позиционируют как черную комедию, но вообще это мрачное buddy movie с подходящим музыкальным сопровождением Дэниела Платцмана из Imagine Dragons. Сравнений с «Комнатой» ему не избежать. Плюс в том, что у «Т(о)варищей на века» уже есть готовая база фанатов. Минус: это совсем другой фильм. Он не настолько хорош, как «Комната», потому что не настолько плох, как «Комната». Но настолько же волнующий. На этот раз сценарий фильма писал сам Систеро, а режиссером картины стал новичок Джастин МакГрегор.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль «Гаспарилла»— специальный приз жюри
Международный кинофестиваль MayDay — лучшая операторская работа
Т(О)ВАРИЩИ НА ВЕКА: ЧАСТЬ 2 / BEST F(R)IENDS: VOLUME TWO
США 2018, 92 мин.
Режиссёр: Джастин МакГрегор
В ролях: Грег Сестеро, Томми Вайсо, Кристен СтефенсонПино, Рик Эдвардс, Канту Р.Дж.
Дилогию разделили на две серии не просто так. Несмотря на то, что второй том продолжает рассказывать уже знакомую нам историю, это другой фильм – как по настроению, так и по общей структуре. Теперь это, с одной стороны, криминальный триллер, с другой – совсем уже арт-кино. Поэтому мы узнаем не только то, чем закончилось преступное предприятие Джона, но и то, про что нам не рассказали в первом томе. Так, станет ясно, почему в самом начале Джон очнулся с разбитым лицом и в окровавленной майке. Кроме того, мы ближе познакомимся с героем Вайсо – Харви.
При просмотре второго тома не до смеха. Здесь еще больше мрака. Еще больше странных и сомнительных персонажей. Туманные флэшбеки сменяются обычным нарративом, который разбавляется кошмарными снами Джона. От этого кино приобретает абсолютно сюрреалистичный характер и становится в хорошем смысле слова «линчевским». Томми Вайсо здесь не так много, зато его используют строго по назначению – он просто «играет», то есть, говорит с тем же акцентом и интонацией, также фальшиво смеется и, конечно, забирает все внимание зрителей. Без первого тома смотреть второй не имеет никакого смысла. Равно как и первый без второго. Must see.
КОМНАТА / THE ROOM
США 2003, 99 мин.
Режиссёр: Томми Вайсо
В ролях: Томми Вайсо, Грег Сестеро, Джульетт Даниэль, Филипп Халдиман, Кэролин Минотт, Робин Пэрис
Джонни живет как сыр в масле. У него есть работа, невеста Лиза и друг Марк (Oh, hi Mark). Но не все гладко в раю. Лиза не уверена, любит ли она Джонни, потому что Марк ей тоже нравится. История успеха (What a story, Mark!) худшего фильма в истории такова. «Комната» вышла на экраны в 2003 году и с оглушительном треском провалилась. Однако американские поклонники «таких плохих, что даже хороших фильмов» всеми силами начали распространять культ «Комнаты». Наконец, сарафан дошел до Тома Бисселла, и он в 2010 году в Harper's Magazine прославил фильм как пост-кэмп. Влогеры стали снимать ироничные обзоры на «Комнату», а исследователи кино – разбираться в феномене Томми Вайсо. Дальше больше. В 2013 году вышла книга Грега Сестеро «Горе-творец: Моя жизнь в “Комнате”, величайшем плохом фильме всех времен», которую через несколько лет экранизировал Джеймс Франко.
В результате «Комната» – главный культовый фильм XXI века. Благодаря Вайсо, сегодня мы произносим фразы «Я умираю, и никто не может мне помочь» и «Ладно, как там твоя сексуальная жизнь?», а также пьем наш любимый напиток Скотчка – волшебный микс скотча и водки. Увидеть это на большом экране означает получить невероятный опыт и осознать, что такое новейшие образцы cult classics. Захватите с собой лепестки роз, чайные ложки и бутылки с водой, чтобы в нужные моменты швырять их в экран. You’re Tearing Us Apart, «Комната»! О, привет, Марк.
Награды и фестивали:
Международный фестиваль независимого кино и видео в Нью-Йорке — приз зрительских симпатий
#ДОННИДАРКО
ДОННИ ДАРКО / DONNIE DARKO
США 2001, 113 мин.
Режиссёр: Ричард Келли
В ролях: Джейк Джилленхол, Джена Мэлоун, Мэри МакДоннелл, Мэгги Джилленхол, Патрик Суэйзи, Дрю Бэрримор
Специальный показ культового фильма, приуроченный к 31 октября
Когда 17 лет назад в прокат вышел первый фильм 26-летнего Ричарда Келли «Донни Дарко», это уже было чудом. Никто не верил в эту странную и ни на что не похожую картину, в этот чудной микс спилберговской подростковой фантастики и апокалиптических видений, снятый за 28 дней на смехотворный бюджет в четыре с половиной миллиона долларов.
Его почти не рекламировали: в ролике с неба падал самолет, а премьера была назначена на осень 2001 года и состоялась 26 октября – через полтора месяца после падения башен-близнецов. Его хотели выпускать сразу на телевидении, но, к счастью, продюсерам позвонил Кристофер Нолан и убедил их, что испытавшее шок человечество обязано увидеть пророческие видения Донни на большом экране.
Фильм все-таки вышел в прокат, но увидели его совсем немногие; он еле окупил свой бюджет. Быть может, травмированным американцам было еще слишком рано смотреть фильм про то, как проблемному подростку Донни является огромный чудовищный кролик и сообщает, что через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 16 секунд наступит конец света. Может, им просто не захотелось вместе с Донни выслушивать диагноз его психоаналитика («глюки, отрыв от реальности, шизофрения») и наблюдать, как семейный дом в тихом калифорнийском пригороде втягивает в себя космическая бездна.
Но потом с фильмом приключились удивительные вещи. Критики в один голос провозгласили его шедевром, а самого дебютанта Келли – гением-провидцем. В артхаусном кинотеатре в Нью-Йорке «Донни» шел два с половиной года без перерыва, а на премьеру режиссерской версии, вышедшей три года спустя, билеты были проданы за считанные минуты.
Через пять лет после «Донни Дарко» Ричард Келли снял еще одну научно-фантастическую драму – «Сказки Юга» (Southland Tales, 2006). Этот фильм ждала та же печальная прокатная судьба, но уже не столь впечатляющие отзывы критики. Еще через три года он выпустил триллер «Посылка» (The Box, 2009), который некоторые похвалили, но большинство снова проигнорировало.
Вот уже почти десять лет Ричард Келли не снимает кино, но ходят слухи, что в тиши своего офиса он готовит сиквел «Донни Дарко». Даже если это не так, лучшего фильма для того, чтобы подарить себе незабываемый Хэллоуин, не существует. Все-таки редко бывает, когда от большого произведения искусства становится по-настоящему страшно.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиджесе – лучший сценарий
Международный фестиваль фантастических фильмов в Жерармере – лучшая премьера
Номинация на премию «Независимый дух» – лучшая мужская роль, лучший дебют, лучший дебютный сценарий