Фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», вошедший в основной конкурс 34 Московского Международного кинофестиваля, вызвал небывалый ажиотаж на пресс-показе, премьере и пресс-конференции.
Снятый практически за копейки, в сущности, на собственные деньги Литвиновой и Земфиры Рамазановой, написавшей также к картине всю музыку, фильм стал тем не менее полноценным художественным высказыванием. Конечно, не всеми оно будет воспринято с одинаковым восторгом, а кому-то даже покажется тоскливым или тягомотным, но этот странный фильм абсолютно гармоничен и даже прекрасен в своей странности. Несмотря на тему, в которой не каждый решится поковыряться, и по сути печальный финал.
«Это принципиальный арт-хаус, мы снимали это все в одном подвале и на улице, нелегально, конечно, потому что у нас не было денег подкупать московских чиновников, - призналась Рената Литвинова. - Все это было сделано без большого штата съемочной группы: я и две ассистентки... операторы менялись, соратников я среди них не нашла, но зато главными помощниками были актеры. Они были готовы на любые жертвы ради искусства. Но это был, конечно, смертельный эксперимент.
Однако я вовсе не заигрываю с темой смерти, я, можно сказать, и есть эта тема. Я не фамильярничаю и не перехожу на «ты» со смертью, я с большим знанием и пиететом отношусь к смерти. Мы все будущие мертвые. Я верю в бессмертность. Мы все только оболочки для нашей души».
Итак, Смерть (Рената Литвинова) приходит, естественно, к каждому, но избранных она начинает сопровождать еще при жизни, не то, чтобы скрашивая последние дни, а как бы давая возможность подготовиться к неизбежному. Ее очередной подопечной становится Маргарита Готье (Ольга Кузина), пациентка аварийного корпуса одной из заштатных московских больниц, куда ее устроила ее подруга-врач (Татьяна Друбич), знающая страшный диагноз, но бессильная хоть чем-то помочь.
Вообще, и пациенты больницы, и медперсонал - какое-то сообщество не способных на сопереживание людей, и на их фоне Смерть в обличии женщины кажется едва ли не самой живой. Даже тогда, когда она отчитывается перед вышестоящими о завершении своей миссии...
«Это действительно сказка, по форме, по содержанию и по исполнению, - считает Татьяна Друбич. - Только взрослый, по-настоящему серьезный человек может так говорить о смерти и о жизни».
{AprilClubNews}