21 июня в Театре Киноактёра прошла пресс-конференция по фильму «Райские кущи», включенному в программу «Специальные показы» в рамках 37-го Московского Международного Кинофестиваля.
Встреча с журналистами, на которой присутствовали режиссер картины Александр Прошкин, продюсер Наталья Будкина и актеры Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Виталий Хаев и Ангелина Миримская, началась с объяснения ситуации, возникшей по поводу авторских прав.
Дело в том, что имя Александра Вампилова, по пьесе которого «Утиная охота» снят фильм, не упоминается в титрах, при том, что любой зритель, мало-мальски знакомый с пьесой, без труда узнает и её коллизии, и её героев. Тем не менее, как это ни странно, фильм считается оригинальным произведением.
«Вы, наверно, обратили внимание, что в начале фильма долго-долго по экрану «бежит» вода, - сказал Александр Прошкин. - Там должен был быть титр «по мотивам» или «экранизация» пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Дело в том, что Вампилов создал не просто произведение, не просто пьесу, он создал некую матрицу. Когда мы накладываем её на любое время, мы проявляем и это время, и те беды, которые происходят с человеком в этом времени. Я думаю, так будет происходить ещё много-много лет. Эта матрица, придуманная Вампиловым, работает не только в экранизациях или спектаклях по этой пьесе, она работает и в совершенно далёких от неё картинах, таких, как «Полёты во сне и наяву». Он, конечно, грандиозный драматург, грандиозная личность, и очень жалко, что он так рано ушёл из жизни. Я надеюсь, что та интонация, которую он привнёс в наше искусство, будет долго существовать. Я очень надеюсь, что мы остались ей верны. Почему же нет этого титра? Для меня эта ситуация очень драматична, я даже писал наследникам велеречивое письмо, но ничего не подействовало. Это тот случай, когда наследники Вампилова, не видя картины, препятствуют тому, чтобы его имя было упомянуто в титрах. Они отказались смотреть картину. Сначала у меня это вызывало дикую ярость: как, почему? Но теперь мне кажется, что это тот редкий случай, когда я чётко понимаю, что мы, наконец, живём в правовом государстве. Это их право, это их семья, это их потери, это их боль, это их эмоции. И если они им подсказывают вот такое решение, если они - мать и дочь - такие, с такими чувствами, мы не имеем права через них переступить».
Лично я не могу объяснить сложившуюся ситуацию ничем иным, кроме как множеством ранее появившихся на экранах отечественных ремейков, полностью скомпрометировавших и это слово, и это понятие.
Виктор Зилов (Евгений Цыганов) работает веб-дизайнером в ведущем областном интернет-портале, его любят женщины, друзья «смотрят ему в рот». Ему всё удаётся: красивая, умная и добрая жена Галя (Чулпан Хаматова), ни к чему не обязывающие романы, новая квартира... Казалось бы, живи и радуйся, но не получается...
«Когда мне предложили эту роль, я не мог отказаться, - признался Евгений Цыганов, - пьесу я очень люблю. Пьеса потрясающая, по музыке потрясающая, по ритму, по слову. Наверное, это самое зрелое, что успел сделать Вампилов, и у меня был этот вопрос - почему пьесу надо переписывать? И, знаете, ответ был очень простой. Эта пьеса уже снята, она есть, она зафиксирована, и совершенно невероятные, потрясающие артисты её уже сыграли. И если бы мы с ребятами пытались что-то новое в этом тексте привнести, это была б какая-то непосильная задача. И не было бы вопросов, потому что было понятно, что мы ещё раз сыграли пьесу Вампилова. А здесь вопросов очень много, и меня это очень греет, потому что мы стараемся на эти вопросы ответить...
Александр Анатольевич говорил мне: Зилов у Мельникова (в фильме «Утиная охота») весь в себе, закрытый человек, а я хочу, чтобы у нас Зилов был такой витальный, как сам Вампилов, потому что эта история, как мне кажется, результат его личного опыта.
А мне кажется, что этот фильм - результат опыта Александра Анатольевича и того, как он его воспринимает. Вообще, по-моему, этот фильм не столько о любви, сколько про распад, ведь в человеке есть и инстинкт самосохранения, и страсть к саморазрушению».
{AprilClubNews}