27 мая сразу в двух кинозалах - кинотеатре «Пионер» и в концертном зале «Барвиха Luxury Village» прошла премьера фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», отмеченного Серебряным Медведем Берлинского Кинофестиваля за выдающиеся достижения в области киноискусства.
Кинокартину, действие которой разворачивается в 2017 году, когда мир, кажется, утратил последние точки опоры и живёт ожиданием грядущей катастрофы, разбита на несколько глав и рассказывает о людях, классифицируемых в русской литературе словом «лишние». Их жизненные истории переплетаются с историей недостроенного здания, в чём-то сказочно прекрасного, а чём-то невероятно уродливого (на разработку модели этого здания был проведен всероссийский конкурс, и лучшей из 160 поступивших работ был признан проект Анны Ткачевой и Андрея Волынцева). И всё это создаёт общее ощущение страны, наполненной разнообразными противоречиями и порой несовместимыми друг с другом умонастроениями.
Накануне премьеры в кинотеатре «Ролан» режиссер Алексей Герман-младший, главный художник и художник по костюмам фильма Елена Окопная, продюсеры Артем Васильев и Андрей Савельев, оператор Евгений Привин, актеры Луи Франк, Виктория Короткова и Анастасия Мельникова представили свою работу журналистам.
Как известно, из-за болезни Алексея Германа-старшего и необходимости завершить картину «Трудно быть богом», съёмки фильма «Под электрическими облаками» проходили в два этапа - в 2012 году в Украине, и с декабря 2013-го по март 2014-го - в Санкт-Петербурге. За время кастинга Алексей Герман отсмотрел более 11000 человек. В результате главные роли достались актрисе Санкт-Петербургского Большого Театра Кукол Виктории Коротковой, музыканту группы Esthetic Education Луи Франку, Мерабу Нинидзе, совмещавшему работу у Германа со съёмками у Стивена Спилберга, и Чулпан Хаматовой, которой пришлось подстричься под мальчика...
Фактически весь художественный мир фильма, начиная от огромных памятников и заканчивая выставками современного искусства со сложнейшими проекциями, рукотворен - всё создавалось с нуля под руководством художника фильма Елены Окопной.
«Работа над картиной оказалась для меня очень непростой, - призналась она. - Каждый день мы снимали по кадру и снимали в режиме, а это значит, что к определённому времени в кадре всё должно быть готово. Это касается и декораций, и реквизита, и костюмов, и, очевидно, часть вещей дорабатываются только под финал. Все волнуются, чтобы успеть, а мне хочется всё доделать так, как мне это видится».
При том, что у картины, по словам Германа, был вовсе не космический бюджет, и многое делалось буквально на коленке, большинство сцен решены сложнейшими многоплановыми однокадровыми решениями с движением персонажей внутри всей глубины кадра, достигавшей иногда несколько километров. При этом каждый натурный кадр снимался в момент заката, который считается самым живописным природным режимом съёмки. Интересно, кстати, что лауреаты Берлинского фестиваля, операторы Сергей Михальчук и Евгений Привин, ни разу не встречались на съемочной площадке.
«Идея сделать выставку современного искусства, связанную с кино, появилась ещё лет шесть назад, - рассказал искусствовед, доктор философии, куратор выставки «Сейчас 2017» в ММОМА, Антонио Джеуза. - Но надо было ждать правильный фильм. Не скрываю, что были другие предложения, но уже пять лет назад, когда мы говорили с Алексеем и Леной о проекте, Алексей сказал, что он ищет новую визуальность. И когда я посмотрел фильм, я понял, что он её нашёл.
Эта визуальность как искра для того, чтобы делать другой проект. Чего иногда не хватает различным видам искусства - это диалога. И наш проект покажет, что процесс иногда важнее, чем продукт. Потому что выставка передаёт энергию, которую нельзя не заметить при просмотре фильма. Это другие ощущения и другие возможности. В конце концов, кино это больше, чем то, что зритель видит на экране. Я - человек современного искусства, и мне дико интересно обсудить искусство с людьми, которые воспринимают реальность как 2D».
«Мы хотели передать ощущение, как живое, пробивается сквозь наледь, - отметил Алексей Герман. - Для нас было важно снять фильм о людях, которые не живут каким-то «мозгом общности», а живут своей головой и из поступков дурных и не дурных выбирают не дурные. Не потому что они герои, не потому что они Ленины или наоборот, а потому что они так устроены. Мне кажется, как правило, эти люди всегда немножко лишние. Нам было важно показать людей, которые все-таки что-то пытаются сделать. Получается - не получается, образованные - менее образованные, богатые - бедные, это вообще не важно. Важно ощущение и важна интенция. Соответственно, мне кажется, что лишние люди есть всегда, они и в мире есть, но в России - особенно. На этой основе и строился сценарий. Потому что, мне кажется, интересней рассказывать про то, как кто-то попытался что-то сделать, не важно, получилось или не получилось, это вопрос как бы жизненный, а не о том, как кто-то не попытался. Хотя такое тоже есть.
Наше кино — это попытка говорить языком, отправной точкой которого являются традиции импрессионизма. Это не означает уход от правды или построение умозрительного пространства. Наоборот, преломление реальности позволяет более полно говорить о мире в его многообразии, полутонах и сложных сочетаниях».
«Когда я впервые увидел фильм на Берлинале, я был поражен красотой, ритмом и структурой фильма, - сказал Луи Франк. - Это похоже на живопись, фреску, поэзия, которая ожила перед моими глазами. «Под электрическими облаками» радикально отличается от современного, в основном голливудского представления о том, каким должен быть фильм. Он освежающе иной, задающий глубокие вопросы. В нем нет привычной для нас кульминации, нет определенного вывода, нет хеппи-энда, нет конца как такового.
Но когда вы покидаете кинозал, фильм продолжает жить внутри вас. Некоторое кадры вы, скорее всего, никогда не забудете. Сначала, когда Алексей Герман предложил мне принять участие в фильме, я был удивлен и заинтригован. Когда я прочитал сценарий, я сразу понял, почему мы нашли друг друга. Для меня мой персонаж – это современный Питер Пэн. Он отказывается принимать мир, в котором живет. Все, что его заботит, исчезло, все, во что он верил, рухнуло в цифровую кучу навоза. Он живет ради абсолютных ценностей, но абсолютные ценности больше никого не интересуют».
«Это была первая моя работа с Алексеем Германом, - призналась Анастасия Мельникова. - Было очень тяжело и страшно. Было невероятное чувство ответственности и одно желание - не испортить всё то, что Алексей Алексеевич придумал. Когда я пыталась сделать то, что от меня просят, я только молилась - Боженька, пожалуйста, сделай так, чтобы глаз, он иногда от нервов дёргается, вот чтобы он не дёрнулся...
Когда я прочла сценарий, я поняла, что ничего здесь придумывать нельзя. Если я в работе над сериалами привыкла выплывать и придумывать что-то, чтоб было интересно - согласитесь, 18 лет играть одно и то же кино, одну и ту же сцену, иногда произнося тот же самый текст в 158-й раз, нужно сделать это по-другому. Никогда в кино у меня не было ощущения театра, потому что это две разные профессии. Здесь мы рано утром приезжали и весь день репетировали, репетировали, репетировали... А в шесть часов, как только солнце начинало садиться, снимали огромным длинным кадром, как целый спектакль. И ты от и до проигрываешь и понимаешь, что второго шанса у тебя не будет. Только сегодня, здесь и сейчас. И вот это переплетение театра и кино, сочетание и музыки, и поэзии, и живописи, и хорошей литературы, и фотографии уносило тебя в какую-то другую реальность. Я себе говорила - запомни, запомни на всю жизнь, что ты сейчас чувствуешь. Это было просто потрясающе».
{AprilClubNews}