13 ноября Театру Вахтангова исполняется 100 лет. День юбилея в театре объявлен «Днём тишины». Праздник Памяти не терпит шума и суеты.
С 12:00 до 19:00 двери здания на Арбате будут открыты для зрителей, поклонников, друзей. Сцену отдадут тем, кто в течение века бережно хранил, передавал и приумножал традиции и славу Вахтанговского театра. Зрительный зал, где можно будет посидеть, повспоминать, погрустить, а, может быть, и улыбнуться, окутает дымка приглушённого света, и из-за кулис будут слышны голоса ушедших актёров…
В фойе театра его гости смогут встретиться уже не с прошлым, а с настоящим. Dедущие артисты труппы – Людмила Максакова, Ирина Купченко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий и многие другие, - как радушные хозяева, будут рассказывать о театре, его основателе Евгении Вахтангове, о легендарных Вахтанговцах.
Каждый, кто окажется в этот день в театре, сможет неспешно прогуляться по его этажам, пообщаться, посетить музейные экспозиции – мемориальный кабинет Рубена и Евгения Симоновых и Михаила Ульянова, пространство, посвященное спектаклю «Пристань», зал Бориса Щукина, исторический кабинет директора театра.
Но главным юбилейным событием станет, безусловно, премьера пятичасового спектакля по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса (сценограф – Адомас Яцовскис, хореограф – Анжелика Холина, художник по костюмам – Мария Данилова, композитор – Гиедрюс Пускунигис), которая будет представлена 8, 9, 10 и 11 ноября.
В спектакле заняты артисты всех поколений - Людмила Максакова, Ирина Купченко, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Евгений Князев, Виктор Сухоруков, Андрей Ильин, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Юрий Шлыков, Анна Дубровская, Ольга Чиповская, Олег Макаров, Виктор Добронравов, Мария Волкова, Ольга Лерман, Кристина Трейстер, Юрий Поляк, Павел Попов, Анна Антонова, Яна Соболевская, Владимир Логвинов, Юрий Цокуров, Мария Шастина и другие.
«Спектакль требует элегантности, простоты, - так трактовал поставленную перед собой эпохальную задачу Римас Туминас. - Раньше мы нагружали себя бутафорией, сейчас нам ничего не нужно. Все будет чище. Лишь пустое пространство и актер. Да, огромная стена на сцене, на которой ничего нет, но в ней свои смыслы, и зритель их сам прочитывает в своем воображении, дополняя игру актера. Все заменяют световые потоки, высокое актерское понимание судеб, истории. И понимание театра – что мы делаем. Какие сигналы мы подаем сегодняшнему театру? Как мы сами понимаем театр?»
Из всех декораций - огромная стена, которая то отдаляется, то приближается. Роман рассказан через его «болевые точки»: где-то вскользь, несколькими репликами проходящих по сцене героев, где-то монологами, достойными «театра одного актёра». Великолепно решены сцены первого бала Наташи Ростова и Бородинского сражения - абсолютно минималистично и невероятно образно.
Запоминаются сватовство Пьера Безухова к Элен Курагиной, поджог Марьей Игнатьевной Перонской собственного поместья, то, как Андрей Болконский «ловит» фатальное ядро и как с ним прощается Наташа Ростова...
История мира как-то незаметно перетекает в историю войны, превращая весело скачущих под собственное хихиканье мальчиков вроде Николеньки Ростова в мужей, за надёжными спинами которых так хочется укрыться в трудные времена.
Тем более, что в России других времён, кажется, и не бывает.
{AprilClubNews}