7 февраля в Театре Модерн прошёл предпремьерный показ спектакля Юрия Грымова «Ничего, что я Чехов?», в котором речь идёт об именах, ставших символами театра.
Как рассказал художественный руководитель Театра Модерн и режиссёр Юрий Грымов на предварявшей показ пресс-конференции, великий актер, педагог, режиссёр Михаил Чехов и его жена, актриса Ольга Чехова – не просто люди-легенды. История их жизни окутана столькими мифами и связана со столькими сбывшимися мечтами, что почти любой актёр стремится подражать им.
И это при том, что сегодня ни кино, ни театр не вспоминают об этой паре. И, судя по всему, очень зря. Ведь их жизненный путь неразрывно связан с историческими эпохами – дореволюционной, революционной, военной, а судьбы пересекаются с Ольгой Книппер-Чеховой, Константином Станиславским, Евгением Вахтанговым, Адольфом Гитлером (по разным сведениям, в военное время Ольга Чехова работала на три разведки одновременно), Лаврентием Берия, Мэрилин Монро...
«Материал безумно сложный и необычный, - говоря о постановке, призналась Анна Каменкова, - и режиссёр сложный и необычный. И задачи он ставит очень сложные, когда надо буквально в секунду перестраиваться. Дай Бог, чтобы это получилось, это очень интересно. Ольга Чехова - это легендарная личность, кто об этом знает, и таинственная, потому что до сих пор не знают, что там было на самом деле - разведчики говорят, да, она работала, а актёрский круг - да ни фига она не работала. Поэтому у нас выстраивается своя версия - Юра делает так, что этот вопрос потом будет зрителем обдумываться, было, не было».
«Я считаю, что без актера нет театра, - говорит Юрий Грымов о постановке. - Я давно хотел снять фильм или поставить спектакль об актерах, об этой в чем-то непостижимой профессии. Это очень амбициозная задача – есть опасность перейти в лживый пафос или не сказать ничего.
Эта постановка об особом человеческом состоянии – состоянии актера, когда театр становится смыслом существования, когда человек перестает принадлежать себе, а всецело подчиняется искусству... Есть публикации, книги, в которых утверждается, что Ольга вообще всё придумала. У неё есть фраза, что есть только одна действительность - художественная. Чехова многое придумывала, но то, что она прожила яркую жизнь, и то, что она познакомила Гитлера с Евой Браун - это факт. То, что мы покажем, это абсолютно психическая, психологическая зависимость от сцены. Может ли судьба через колено сломать эту жажду сцены? В ситуации с Ольгой - нет. Она получила все, что она хотела: славу, известность, деньги. Так же и Михаил Чехов, которого после Станиславского делают руководителем МХАТа, и артисты пишут кляузы на него, что это за худрук, у которого нет патриотического воспитания. И его выкидывают из любимого театра, и он вынужден эмигрировать».
В спектакле заняты заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова, Александр Горелов, Мария Орлова, Алексей Багдасаров, народный артист России Петр Воробьев... Петра Воробьёва, кстати, Юрий Грымов увидел в Орловском Академическом драматическом театре им. И.С. Тургенева и пригласил в Москву принять участие в постановке.
Мы спросили Петра Сергеевича, сложно ли ему было решиться принять это предложение. Оказалось, нет. И после показа спектакля стало понятно, почему. Это блестящая актёрская работа. Хотя тут сложно выделить кого-то одного - весь ансамбль играет великолепно.
«Система работы с актёрами Грымова очень отличается от обычной системы в других театрах, - отметил Пётр Воробьёв. - Я считаю, что есть театр Грымова в России. Вот он появился, и это великолепно и здорово. Есть школа грымовская работы с актёрами».
{AprilClubNews}