Кто бы что ни говорил, а 32 Московский международный кинофестиваль является, безусловно, главным московским кинособытием года. Во-первых, потому, что за его плечами определенная история, а во-вторых, потому что такого количества самых разноплановых фильмов ни на какой другом фестивале, кои теперь в Москве проходят с завидной регулярностью, не увидишь.

Когда-то этот фестиваль по сути был вообще единственным большим окном в мир кино, и я помню, как в середине 80-х прогуливала производственную практику, чтобы посмотреть фильмы внеконкурсной программы вроде "Аферы" или "Голубого грома". Воды с тех пор утекло, конечно, немало, и иные блокбастеры стартуют в нашем прокате раньше, чем за океаном, но тем не менее... Уже одно то, что фестиваль дает шанс посмотреть то, что не попадет, по меньшей мере, на широкий экран, дорогого стоит.

Как сказала член жюри нынешнего фестиваля, председателем которого стал французский режиссер Люк Бессон, актриса Мария Миронова, это «возможность сразу увидеть много хороших фильмов и провести время в такой замечательной компании»

Для меня ММКФ 2010 начался за день до открытия, 16 июня, когда американский режиссер и наш бывший соотечественник Евгений Афинеевский представил фильм "Ой, вей! Мой сын гей!", который он снял на украинские деньги.

Дивеев-Церковный, Евгений Афинеевский

Это довольно забавная история на скользую, как понятно из названия, для России тему. Типично еврейские родители, нежно любящие своего сына Нельсона, Ширли и Мартин Хирш каждую пятницу приглашают к себе на ужин очередную потенциальную невесту с большими матримониальными надеждами. Но надежды их все никак не оправдываются. Пока однажды Нельсон не обещает познакомить родителей со своей, самостоятельно найденной половинкой на грядущем семейном торжестве. Только этой половинкой оказывается не сексапильная блондинка, а сицилийский парень по имени Анджело... Ой, вей! Что тут еще скажешь?

Сейчас картина путешествует по фестивалям, в Москве она была показана в программе Гала-премьер, но осенью выйдет в широкий прокат в США, и это по-своему знаменательно.

Как можно догадаться, в программу Гала-премьер вообще попали фильмы, рассчитанные на широкого зрителя. То же можно сказать и о фильме закрытия. Им стала новая работа Люка Бессона "Невероятные приключения Адель".

Люк Бессон и Луиза Бургуэн

Чтобы представить фильм вместе с Бессоном, по мнению которого, такое легкое и веселое кино можно использовать как метод борьбы с мировым финансовым кризисом, в Москву прилетела исполнительница главной роли в картине Луиза Бургуэн. На пресс-конференции актриса с улыбкой показала журналистам плюшевого птеродактиля, который после съемок стал ее талисманом, так что она практически с ним не расстается:

"Я была поражена тем, что сам Люк Бессон предложил мне роль в своем фильме. Ведь вокруг столько чудесных актрис. А я до этого снялась только в одной картине. Поэтому, когда он мне сообщил, я даже сначала не поверила и подумала, что он передумает скоро. И поэтому не подпрыгнула от счастья из-за этих опасений. Хотя в душе визжала от восторга. Мне бы хотелось походить на свою героиню. Она храбрая, отчаянная, не боится говорить правду в лицо. Я все же не такая смелая".

"Невероятные приключения Адель" сняты на основе серии популярных французских комиксов Жака Тарди, и на съемках актрисе пришлось нелегко: надо было определенным образом двигаться и скакать на разнообразных механизмах, которые изображали птеродактиля. Но все получилось. И когда зрительный зал дружно смеялся, создатели картины, наверняка, думали - жизнь удалась.

Так же думали и тысячи и тысячи киноманов, выходя из кинотеатра после просмотра понравившегося фильма.

Так же, кстати, называется и один из фильмов конкурса экспериментального кино «Перспективы» - американскую ленту «Жизнь удалась» представили на фестивале актер Кеньон Адамс и режиссер Ли Айзек Чун. Несмотря на южно-корейские корни последнего, создатель картины родился и вырос в Соединенных штатах, учился в Йельском университете, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке, где вместе с друзьями основал компанию Almond Tree Films.

«Жизнь удалась» - второй фильм Ли Айзека Чуна, предыдущая картина которого попала в программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля в 2007 году. Сюжет, в котором люди фактически прощаются с одним из своих лучших друзей, автор почерпнул из различных стихотворений современного американского поэта Джеральда Стерна.

«Центральные темы этого поэтического рассказа – дружба и смерть, может быть, поэтому фильм и получился таким меланхоличным, откровенным и чувственным», - признался режиссер...

Для многих программа "Перспективы" является даже более интересной, чем Основной конкурс. Вот что по этому поводу сказала Каролина Грушка, член жюри конкурса экспериментального кино:

«Я думаю, что не существуют каких-то жестких критериев, которыми руководствуешься, когда видишь фильм. Ведь главное – это момент неожиданности. При просмотре картин я буду ждать энергии, нового языка, которые позволят познать мир и саму себя. Я очень рада, что стала членом жюри именно конкурса «Перспективы», потому что здесь можно увидеть больше смелости и отваги, которых я так жду».

Каролина Грушка

В чем оправдались ожидания Каролины и других зрителей фестиваля, а в чем - нет, еще долго будут писать критики, а сам 32 Московский международный кинофестиваль уже назвал своих героев:

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ» - ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ - БРАТ / Hermano (режиссер Марсель Раскин / Marcel Rasquin, Венесуэла);
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» - АЛБАНЕЦ / Der Albaner (режиссер Йоханнес Набер / Johannes Naber, Германия, Албания);
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССЕРСКУЮ РАБОТУ - ЯН КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ / Jan Kidawa-Błoński (Розочка / Rózyczka, Польша);
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОЛИ - НИК ХЕЛИЛАЙ / Nik Xhelilaj (Албанец / Der Albaner, Германия, Албания);
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕНСКОЙ РОЛИ - ВИЛЬМА ЦИБУЛЬКОВА / Vilma Cibulková (Как рай земной / Zemský ráj to na pohled, Чехия);
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ КОНКУРСА "ПЕРСПЕКТИВЫ" - РЕВЕРС / Rewers (режиссер Борыс Ланкош / Borys Lankosz, Польша);
ПРИЗ ЗА ВКЛАД В МИРОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ - КЛОД ЛЕЛУШ / Claude Lelouch (Франция);
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ "ЗА ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВЕРНОСТЬ ПРИНЦИПАМ ШКОЛЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО" - ЭММАНУЭЛЬ БЕАР / Emmanuelle Béart (Франция).

И нам остается вспоминать его самые яркие моменты, свидетелями которых мы были.

{AprilClubNews}