В тёмном-тёмном городе, на тёмной-тёмной улице группа детей-хулиганов избивает клоуна. Клоуна зовут Артур Флек; он одинок, бесперспективен, принимает семь разных препаратов от психических расстройств и делит крохотную квартиру с больной матерью. Мир к нему жесток, и вскоре настанет момент, когда Флек ответит миру тем же.
Готэм «Джокера» — это ничем не прикрытый Нью-Йорк, пусть и показанный с худшей его стороны, а сам фильм режиссера, соавтора сценария (номинанта на «Оскар» Скотта Сильвера) и продюсера Тодда Филлипса — очевидная перепевка «Таксиста» Мартина Скорсезе. Тут и эпоха, и локация, и ведение дневника, и ДеНиро — и, да, главные призы крупных кинофестивалей. Но там, где в «Таксисте» были проблески юмора и тепла, «Джокер» ничего не может предложить взамен. Этот атмосферный, отлично сделанный фильм начисто лишён эмпатии к своим карикатурно неприятным персонажам: даже прекрасная игра Хоакина Феникса не может компенсировать сценарное безразличие к сотканному из противоречий внутреннему миру протагониста.
Но, может, так и было задумано?
«Мне нравится, насколько сложным персонажем является Джокер, мне показалась, что его собственная история стоит того, чтобы снять о ней фильм, - говорит Тодд Филлипс. - Ведь этого еще никто не делал. И даже в комиксах нет устоявшегося канона его происхождения. Поэтому мы со Скоттом Сильвером написали свою версию многогранного и сложного антигероя и того, как он им стал. Мне была интересна не история Джокера, а история появления Джокера... Одной из тем, которые мы хотели поднять в фильме, было сопереживание, вернее, его отсутствие: сочувствия в мире Артура явно не хватает. Например, вы видите, как по-разному на него реагируют дети и взрослые, ведь дети смотрят на мир прямо, а не через кривое зеркало предрассудков. Они не видят противостояния богатых и бедных, не клеймят изгоем, как это делают взрослые. Они лишь понимают, что Артур пытается их рассмешить. Это не врожденное, нам приходится учиться отвергать других, и, к сожалению, обычно нам это удается».
Итак, Артур живет в крошечной квартире со своей матерью Пенни (Фрэнсис Конрой) и, как умеет, заботиться о ней. Та целыми днями смотрит телешоу и пишет письма баллотирующемуся в мэры бизнесмену Томасу Уэйну, на которого когда-то работала - ей кажется, что узнай тот, в каком бедственном положении она с сыном оказалась, он бы им непременно помог. У Артура тоже есть мечта - он хочет стать стендап-комиком и попасть в шоу «В прямом эфире с Мюррэем Франклином», но, увы, мир смеётся не над шутками Артура, а над ним самим...
Справедливости ради нельзя не сказать, «Джокер» — глоток свежего воздуха в жанре супергеройского кино. Однако, если смотреть шире, ничего нового он в культуру не приносит: как Флек в начале фильма с переменным успехом имитирует нормальность, так и сам фильм — не тяжёлый психологический триллер, а лишь мимикрия под таковой.
В «Batman: The Killing Joke» Джокер говорил: «Если я соберусь обзавестись прошлым, оно будет в нескольких вариантах», так что перед нами только одна из версий.
{AprilClubNews}