5 сентября в кинотеатре «Люксор Центр» прошел премьерный показ нового игрового полнометражного фильма «Клетка» режиссера Эллы Архангельской, снятого по «фантастическому» рассказу Фёдора Достоевского «Кроткая» в адаптации мастера кинодраматургии Юрия Арабова.
Журналистам и гостям вечера картину представили исполнители главных ролей Даниил Спиваковский, Елена Радевич, Евгений Кулаков, режиссер Элла Архангельская, оператор Арсен Маклозян, продюсер Александра Пискунова и другие участники съемочной группы.
Ростовщик женится на бедной юной сироте, буквально «покупает» её у тёток-опекунш. То ли для того, чтобы потешить свое тщеславие, то ли для того, чтобы начать новую жизнь. Но жена оказывается слишком кроткой, слишком послушной, слишком... и в то же время совершенно недостаточно. И однажды муж запирает жену в клетку...
«Этот фильм занимает особое место в моей профессиональной деятельности, - признаётся Элла Архангельская. - Во-первых, это было масштабное производство, и во время работы у меня, как у режиссера, была возможность осуществить все свои творческие замыслы. Конечно, были и трудности, но съемочной группе удавалось все решить без ущерба качеству. Во-вторых, я была рада работать с таким материалом: актуализированной классикой. Однако, я думаю, что оценить фильм во всей его сложности и красоте способен человек зрелого возраста. После 20 лет люди начинают все переживать и осознавать по-другому, нежели будучи совсем юными. Зритель после просмотра должен уходить не с тяжелой душой, а с пониманием того, что любые отношения нужно выстраивать, понимать и взращивать в себе».
«Классика российской литературы по-прежнему востребована, любима и интерес как кинематографистов, так и зрителей к ней не ослабевает, - считает продюсер фильма Александра Пискунова. - «Кроткая» Достоевского в интерпретации Юрия Арабова становится по-настоящему современной историей о чувствах. О чувствах сейчас мало говорят в нашем кино. Все больше уделяют внимание прикладным вещам: сексу, браку, обязательствам, контрактам. «Клетка» — это вечная история о сложных взаимоотношениях мужчины и женщины. Юрий Николаевич в потрясающий сам по себе фантастический рассказ Достоевского внес удивительные диалоги. Эти рассуждения, вложенные в уста героев, современны, отражают нашу действительность, реальность, быт и то, чем вообще живут люди сегодня».
В картине снялись звезды отечественного кинематографа: Даниил Спиваковский («Утомленные солнцем 2», «Мой сводный брат Франкинштейн»), Дмитрий Нагиев («Самый лучший фильм», «Кухня в Париже»), Ирина Рахманова («9 рота», «Питер FM»), Евгений Кулаков («Питер FM», «1612»), Ёла Санько («Отдать концы», «Жила была одна баба», «Глянец»), Елена Радевич.
«Актёры всё понимали с полуслова, - признался Арсен Маклозян, - знали, где им встать. Это было приятно. Перед каждой съёмкой мы с Эллой Архангельской обсуждали, как мы будем снимать. Но что касается цвета, палитры, картинки, кололристики, большую часть задач в этом плане мы решали, когда делали постпродакшен. Красивая и длинная была сцена, где герои лежать на кровати, и героиня плачет. Снимали на кране, одним планом и одним дублем. Долго его смотрели и поняли, что лучше не получится».
«Мой герой - человек с нездоровой психикой, и живёт он такой извращённой жизнью, - рассказал Даниил Спиваковский. - Его отношения с другими людьми, с женой - ненормальные, они извращены в силу его закрытости и зажатости. Хотя мы постарались не делать из него отрицательного персонажа. Мы видим, что он хочет любить, хочет быть любимым, хочет кому-то принадлежать и чтобы ему принадлежали... Такие люди есть, я видел таких людей, с другими какими-то проявлениями. Такие люди бывали и будут во все времена, поэтому мы эту историю и рассказываем. Это человек неадекватный, и наш фильм - предостережение для зрителей, чтобы они умели отличить такого человека из той массы людей, с которыми нам приходится общаться. Управляют им комплексы, проблемы. Он делает все рационально, но бесчувственно. В отношениях между людьми, в любовных отношениях, в семейных не всегда должны быть математика - должны быть чувства. Должна быть гармония в отношениях, а не алгебра. И клетка - это образ слабости человека. Когда человек не может выстроить нормальные отношения, скажем, с женой, он загоняет её в клетку, запирает на ключ. Вместо того, чтобы создать уют, комфорт, любовь, и тогда человек сам не захочет от тебя уходить, скажет, я хочу с тобой остаться. Это сродни «Коллекционера» Фаулза. Это действительно философская притча. Когда человек думает, что посадив в клетку или на цепь он может приручить другого человека, такого не бывает. Даже животное на цепи будет вас ненавидеть, если вы не будете его любить».
Съемки фильма проходили в апреле 2014 года в Санкт-Петербурге в подлинных старинных интерьерах и на улицах города. По словам Арсена Маклозяна, локации искали долго, ездили, смотрели разные варианты. В результате, квартиру Неизвестного оборудовали в доме №54 на Английской набережной, игорный дом - в особняке купца М.В. Зива на Рижском проспекте. Эпизод в доме Мозера снимался в особняке купца и владельца огромного завода Николая Брусницына. По словам Александры Пискуновой, интерьер для этой сцены мог обойтись съемочной группе в крупную сумму: владелец мебели требовал залог в 1,5 млн. рублей, но узнав, какой фильм снимается, пошел навстречу продюсерам.
{AprilClubNews}