Алла Пугачёва, Виталий Белобрагин26 ноября, за три недели до начала очередных «Рождественских встреч», которые пройдут в СК «Олимпийский» 19-21 декабря, в конференц-зале еженедельника «Аргументы и факты» при полном аншлаге Алла Пугачева встретилась с журналистами.

Под щелканье вспышек блицев, в окружении диктофонов и направленных на нее объективов фото и теле камер певица ответила на вопросы, сделав всего одно, зато программное, заявление, которое давно ждали все почитатели ее таланта по обе стороны света:

- Мне очень приятно ваше внимание, тем более, что этот день для меня ознаменован заявлением, что «Рождественские встречи» - это как бы начало. Не конца, а начало начала, нового для меня витка, который, надеюсь, продлится до конца века. Чего уж там осталось... «Рождественские встречи» для меня святая обязанность, от которой я отказывалась на протяжении двух лет. Я счастлива, что они возвращаются в «Олимпийский» комплекс, рада очень, что мы будем работать в содружестве с «Райс Лис'c». Сами понимаете, что выбор невелик, с кем проводить данное мероприятие. Готова ответить на ваши вопросы, потому что сама просто так я раскрываться не собираюсь.

Алла Пугачева

Артистичная и непринужденная, реагирующая на каждое адресованное слово, Алла Борисовна с удовольствием говорила о том, что ее волнует. А волнует ее, как и следовало ожидать, все то же, что и всех нас, а также кое-что еще. Впрочем, судите сами.

- Алла Борисовна, скажите, чем все-таки был вызван Ваш уход и с чем связано Ваше возвращение?

- В принципе, когда я пооткровенничала в Алма-Аты, что хочу взять тайм-аут, вы, господа журналисты, сделали выводы, что это уход. Раньше ведь не было такого внимания к заявлениям артистов. Я не пела по два года, никто и не замечал этого. И во всяком случае я не собиралась как-то привлекать внимание к своему уходу, потому что прекрасно понимала, что я вернусь через какое-то время. Но вся пресса и телевидение заявили о моем уходе и стали искать причины. И я назвала несколько самых разных, чтобы вас запутать, себя запутать. В принципе, самую главную причину я никогда не скажу. Я вечно себя путаю, а потом с достоинством распутываю. Надо же чем-то заниматься творческому человеку, когда он не занимается творчеством.

- Филипп Киркоров недавно высказался в том духе, что Ваше возвращение на эстраду связано с низким профессионализмом того, что на ней сейчас происходит, правда ли это?

- Это только Киркоров может так сказать. Он настоящая звезда, он по звездному выражается, по звездному скандалит, по звездному выступает, по звездному летает... Я думаю, что этот шаг его вот как раз показывает тот пафос, который должен быть у звезды. Я, конечно, на такой пафос никогда не решусь, у меня другое воспитание, а у него это получилось, и самое приятное, что к этому теперь стремятся все, потому что артист, учитель, врач - это люди, на которых мы должны равняться, они должны быть высокими профессионалами. Я уж не говорю о военном искусстве. Но я не могу так сказать, как он сказал, это его видение. Я бы не сказала, что я вижу такой непрофессионализм, Боже упаси. Одна из причин, которую я могу объявить - это то, что я почувствовала свою нужность. То поколение, которое любило меня и любит, оно еще не ушло в небытие, и оно требует и хочет тех песен, которые заставляют сопереживать людей в зале и у экранов телевизора. И та волна, которая сейчас выброшена на экраны и на сцену - это не плохая волна, она для другого поколения, и течение времени диктует совершенно определенных лидеров и кумиров, и я очень рада, что у 15-летних есть какие-то кумиры. Но, конечно, меня как маму нынешнего молодого поколения, могут волновать эти кумиры, но это не значит, что я собираюсь противопоставлять себя им. Боже упаси. У меня есть еще и публика, и страна, и долг какой-то перед своим делом, который я должна до конца выполнить.

- Вы собираетесь активно гастролировать?

- Не знаю, я не должна активно гастролировать. Я не люблю, когда называют это туром или супертуром. Я начинаю свою гастрольную деятельность. И сейчас мы можем заявить, что выбор пал опять же на "Райс Лис'с", потому что у меня был пример супертура Филиппа Киркорова, который был организован на высшем уровне. Я не говорю о материальной, т.е. гонорарной части, но то, что наша квартира заполонена Samsungовскими аппаратами, телевизорами, это уже радует. Я даже предлагала Филиппу налог заплатить телевизорами.

- А Вы бы согласились получить свой гонорар телевизорами?

- Может быть, а почему бы и нет? На данном этапе все хорошо: и телевизоры, и другая техника.

Алла ПугачёваАлла Пугачёва

- Вас очень любят у нас в Финляндии и не планируете ли Вы гастроли в странах Скандинавии?

- Ну это входит в планы, это вторая часть тура, и я думаю, что этим даже не будет заниматься Rise Lis's, Лисовский... Но это естественным путем произойдет. Сейчас финское телевидение заинтересовалось моим возвращением - так что будет суперподготовка, реклама, в том числе телевизионная, и только тогда можно сделать какие-то гастроли в Финляндии, в Швеции. Уже есть приглашения. Особенно после "Евровидения". Я, напомнив о себе, что я жива, существую и не только выпускаю обувь, конечно же, получаю массу предложений. Меня это очень радует.

- Не собираетесь ли Вы выпустить сборник своих ремиксов, как это делают сейчас многие исполнители? Вспомнить свои песни?

- Новое это хорошо забытое старое... Но я вообще не люблю вспоминать. Может быть, поэтому обо мне пишут книги другие, а не я сама. Наверно, это придет в определенный какой-то период, когда мне захочется вспомнить. Но если я буду все время вспоминать, то не буду думать о том, что я хочу сделать завтра. А вчерашний день меня абсолютно не беспокоит. Не волнует вообще.

- Прочитали ли Вы книгу о себе? Какое она произвела на Вас впечатление?

- Да, я с интересом прочла. Ну какое впечатление? Какое собственно я создала впечатление, это и было в книге, т.е. та легенда, миф, то, что носилось в воздухе, носилось в умах людей, в их сердцах, как они меня представляли, а чего это стоило, почему так было, уточненные данные, я думаю, это все впереди, да и нужны ли они. Пусть так все и останется.

- Расскажите, в чем все-таки суть Вашего конфликта с налоговой полицией?

- Конфликта с налоговой полицией, я считаю, что у нас не было. Конфликт это совсем другое. Я думаю, они еще впереди, и не среди артистов, народа и налоговой полиции. Я думаю, что конфликты будут среди законодателей, в связи с принятием соответствующих законопроектов. У них должны быть конфликты. Пусть они уже принимают законы, которые будут выгодны учителям, артистам... А зачем в конфликт вступать? У нас была встреча, которую вы, к сожалению, осветили немножко односторонне. Здесь сидит С.Лисовский, который может подтвердить, что не Починок нас вызывал, а мы вызывали Починка, это прежде всего. Мы предложили встретиться с Починком, что говорит не о конфликте, а об упорядочивании отношений между артистами и новоявленными королями налоговой полиции. Мы все короли, поэтому должны дружно жить. Поэтому та беседа, которая была, она была очень познавательна и для нас, и для г-на Починка. И оттуда мы сделали свои выводы, а они свои. Поэтому зачем же вступать в конфликт, в котором ничего не решишь. Это глупо. А в дискуссиях, в дебатах можно что-то решить, потому что тот же Починок, для него было очень много открытий в нашей жизни, о которых он даже и не подозревал. А мы должны были об этом сказать, потому что звездный пафос и популярность не позволяют жаловаться, нюнничать. Мы должны ездить шикарно, мы должны одеваться, во всяком случае, как артисты, на нас должны равняться, все это, естественно, требует денег и если даже не денег, то какой-то выдумки. Мы должны гордиться большими гонорарами, потому что это ненадолго. Звездный час очень короткий, и мне хотелось бы, чтобы и в нашей стране актриса сказала: да, я очень дорого стою, да я получаю огромный гонорар как Стоун или Мадонна за участие в кино. Другое дело, что они нам не светят. Но хотелось бы к этому стремиться. И когда большой гонорар, почему бы не заплатить большие налоги? Никто не против. Но устаканить это все надо. А еще я хочу сказать, что (ну это уже не моя, так сказать, компетенция, но если бы я была в экономике и в политике, то я бы сказала), что каждая страна проходит свой путь налоговый. Этот путь был очень гибкий. В той же Финляндии, Швеции, насколько я знаю, налоги то высокие, то пониже. Наша страна с нашей экономикой и с нашим каким-то особым менталитетом и отношением к труду, и ко всему, требует более гибкой политики, а не просто того, чтобы содрать какие-то деньги и залатать дыры в бюджете. Нет, надо быть гибким, может быть, не бояться льгот каких-то. Я не говорю об артистах, Бог с нами уже. Заводам, фабрикам, чтобы это было интересно производству. И об этом в общем-то не я должна говорить, а все. Россия - она веками не понятна чужеземным мудрецам.

- Какие новые имена будут украшать эти «Рождественские встречи»?

- Я не знаю, что такое новые имена, я, например, всех знаю, кто существует на эстраде. Вы плохо следите за ними. Другое дело, что одни чаще появляются на экране, другие реже. А другие вообще никак не могут появиться. Есть большая проблема (ну она всегда была с «Рождественскими»), что того, кого хотелось бы, иногда и не пригласишь. Раньше как-то это было проще, сейчас, вы знаете, каждый артист дорожит гастрольной деятельностью, и три концерта в «Олимпийском» это в общем-то материальные потери для некоторых артистов. Если они идут на это, честь им и хвала, так что одно дело пригласить, кого хочешь, а тут еще так нужно сделать, чтобы они были, эти артисты. Что касается новых имен, то я сейчас могу сказать о них, но до выхода «Рождественских встреч» я всегда боюсь об этом говорить. Например, я обожаю одну певицу, считаю, что у нее... (если ей помочь и немножко поработать с ней, не мне, конечно), а дать хотя бы шанс и веру в свои силы, а то на нее мало кто обращает внимание, но кто обращает внимание, это, как правило, люди с определенным мышлением. Как Наталья Медведева. Знаете вы ее?

- Вы лично знакомы?

- Да, знакома. Вот сейчас и познакомилась. Когда я лично позвонила ей и пригласила на «Рождественские встречи». Мне безумно нравится сама манера, какой я услышала ее по телефону: «Алле?» «С вами говорит Алла Пугачева». «А кто это?» Я ее обожаю. Я прекрасно понимаю, что имидж надо нести по всей своей жизни. И вот именно за это, за сермяжную правду, за то зерно, которое мне интересно, я и люблю некоторых артистов. Порой вы можете их заметить только в хорошей оболочке, в фантике, в хорошей рамке. Я же вижу самую суть, то, что мне надо. И та концепция «Рождественских встреч», которая на сегодня у меня есть, требует в большей степени актерского подхода, нежели просто спеть шлягеры новые или старые, или просто показать новые имена. Боже упаси. Одна из задач «Рождественских встреч» - найти тех артистов, которые могли бы продолжить мою идею мюзикла. Я думаю, вы сами увидите, кто на «Рождественских» это потянет, а кто не потянет. Вы знаете, такие вещи, как сегодняшние «Рождественские встречи», требуют месяца три подготовки, а у нас на это есть три дня. Вот и посмотрите, что получится.

Алла Пугачёва

Сергей Соседов - В Вашем репертуаре сейчас появилось несколько новых песен, разных, но по сути показывающих все ту же Пугачеву. Мы ждали Вашего искрометного появления, но Вы оказались в большей степени традиционны. Как Вы подбираете новый репертуар? И как появилась у Вас в репертуаре песня о Москве, которую Вы исполнили на закрытии празднования 850-летия Москвы?

- Ой, да никак. Я так живу. Вот как живу, так и пою, насколько вы успели заметить. Было у меня настроение петь «Маэстро» и «Летние дожди», я пела «Летние дожди» и «Маэстро». Что я запою, Бог его знает, куда меня занесет. Но то, что это будет искренне и идти, опять же, от моей личности, от моей среды обитания, общественной и личной, это несомненно. Ждите. Это та самая книга, по которой вы прочтете, что творится в моей душе и жизни. Разве это неинтересно? А в каких ритмах и аранжировках это будет, это уже не так важно. Если вдруг я почувствую, что иду не туда, то, естественно, я изменюсь. На то и интересно и ценно творчество, что ты можешь меняться. Искрометная я или не искрометная... Вот сейчас на концерте «Союза» я была искрометной. Жаль, что вы не видели. Вообще, это очень старые песни, потому что у меня очень большой материал, который лежит в сундуках. И это счастье, я и своей дочери говорю, что спешить некуда, надо искать себя и искать песни, которые, может быть, сейчас не подходят, надо их записывать хотя бы черново. У меня очень богатый запасник песен, которые не могли быть спеты по тем или иным причинам 10 лет назад, 20 лет назад. Песне «В воду войду» 10 лет. Вы поймите, что 10 лет назад я бы не могла так спеть эту песню. Сейчас она очень органично может войти и в ночной клуб, и в дискотеку. Почему бы мне туда не сходить? Что же я «Маэстро» буду петь в ночном клубе? В ночном еще ладно, но во всяком случае, когда я была на «Партийной зоне», я получила большое удовольствие, и эта песня была туда. Я должна быть во всеоружии. А что касается песни о Москве в юбилейном концерте, я, разговаривая с Максимом Дунаевским, сказала, я никогда не пела таких песен, никогда не участвовала в таких мероприятиях, и прожить жизнь, не узнав, что это такое, было бы для меня смешно. Поэтому я и участвовала, поэтому я ее и спела. Кстати, хорошо спела.

- Разделяете ли Вы возникшие после гибели принцессы Дианы претензии к прессе?

- Претензии? Они всегда существовали и всегда будут существовать - претензии к прессе. Не знаю, почему это для вас так ново. Просто у нас, как всегда, перегибы идут страшные, но и этот, я думаю, уже пройдет. Мне просто странно такое стечение обстоятельств, когда Татьяна Снежина погибает перед свадьбой в машине во своим женихом, когда принцесса Диана погибает со своим женихом накануне свадьбы, мне становится страшно. При чем тут пресса? Просто раз уж такая судьба выпала этим женщинам, то пресса не столько повинна в этой катастрофе, сколько в том, как относится к этому. Потому что слово, написанное в газете, журнале, фотографии, надо понимать, что это огромное испытание для тех людей, которые это читают, они должны быть повернуты на добро. Мне очень жаль, что так часто не бывает, что это редко.

- Вы очень профессиональная певица, скажите пожалуйста, какой классической музыке Вы отдаете предпочтение?

- Для вас не секрет, что я воспитана на классической музыке. Мое музыкальное воспитание - это, конечно же, классика. Сразу уточню - не опера и не балет. Если опера, то очень выборочно, какие-то любимые арии, в балете - любимые номера. А что касается классической музыки, это то, что каждому может очень хорошо создать гармонию особенно при таком кавардаке и суете жизненной. Мы все равно все придем к пониманию классической музыки, лучших образцов ее. Когда мне, например, очень вяло, то я послушаю, конечно же, Скрябина, когда мне, наоборот, очень нервно, я послушаю Баха, и когда это дойдет до молодежи (это не значит, что нам всем нужно обучаться музыкальной грамоте), но знание популярной классики - к этому давно надо уже приходить, давно. Это очень хороший стержень, на котором человек зиждется, держится, и при этом стержне можно любить любую музыку: и танцевальную, и хаус, и рок-н-ролл, все, что угодно - трэш. Но стержень должен быть этот.

- Возможно ли, что Вы на концерте исполните, скажем, «Аве Марию» Шуберта?

- Где вы раньше были? Я ее и пела, я и романсы пела. Может быть, я к этому когда-то вернусь, если я почувствую, что это интересно. Это всегда у меня в репертуаре. У меня очень гибкая программа, если я чувствую, что меня заносит в настроении не туда, а я должна быть очень естественной и искренной, то я могу остановить концерт, я могу сказать, я это не хочу петь, я сейчас хочу спеть романс. И я его спою. Если я захочу сыграть, извините, ну начнем с самого простого, ноктюрн Шопена до диез минор мой любимый, то я его сыграю. Просто ногти жалко, а так, в принципе, все возможно, и вот эта подготовка классическая, она мне и дает облегченный подход к эстрадной музыке, к поп и к року, потому что для меня основа - все-таки умение человека играть, умеет ли он петь, насколько он грамотен, то, что, к сожалению, отсутствует у многих команд новых сейчас.

- Как Вы отнеслись к нынешней беременности Кристины?

- Это разве относится сейчас к теме? Это отдельный разговор. Было бы смешно, если бы я сказала, какой кошмар! Правда ведь? Я очень рада. Чем больше детей, тем лучше. Я это поняла сейчас, в 48 лет.

- Не связана ли Ваша недавняя поездка в Лондон 4 - 10 ноября с Вашими гастрольными планами?

- Когда я была в Лондоне? Нет, я не была в Лондоне. Так что читайте газеты осторожно.

- Ваши музыканты сейчас работают с Филиппом, с Кристиной, как Вы будете решать проблему создания своего ансамбля?

- Проблемы-то нет. Филипп даже предлагал такой вариант - ему отойти от активной жизни и отдать уже налаженный ансамбль с «Вокал-бэндом», с музыкантами мне. Но я не хочу на это идти. Нет никакой проблемы, потому что у него было только 2 музыканта, вернее, три - Левшин, Юдов и Куликов. Он уже нашел им замену, которая спокойно проходит, не мешая его творчеству и гастрольному плану. Скорее всего, Михалин, барабанщик, останется продюсером Кристины, т.к. я не буду его забирать. Можно вызвать любимого старого барабанщика Болдырева из Америки. Сейчас это, слава Богу, возможно. Что касается «Вокал-бэнда», то, конечно, я буду набирать сильные подпевки. Это мне очень нравится у Филиппа. Но это вопрос будущего.

- Как обстоит дело с Вашей обувью?

- Отлично обстоит.

- А подробнее можно?

- Давайте отдельно соберем пресс-конференцию в каком-нибудь магазинчике. Я не могу быть голословной, я должна показывать. Но я скажу, что я уже хочу пересмотреть контракт с «Эконикой», потому что дело пошло. Я была очень скромна в своих желаниях и получала просто гонорар, я не занимаюсь продажей обуви, но постольку, поскольку такой интерес возымела моя обувь, она все лучше и лучше... Последняя осенне-зимняя коллекция еще более комфортна, тем более, что я поменяла сейчас технического дизайнера на очень талантливую итальянскую дизайнершу. С ее помощью, думаю, мы будем создавать еще лучшие коллекции. Мне это дело очень нравится. Так что все в порядке.

- Когда Ваша идея создания Театра песни воплотиться в жизнь, и Театр обретет свои стены?

- В смысле стены Театра? Что я могу сказать? Есть две причины непонимания этого вопроса. Дело в том, что когда я говорю о Театре, очень многие считают, что речь идет о Театре Песни Аллы Пугачевой. Боже упаси. Я хотела построить очень синтетический театр, очень хорошо оборудованный по последнему слову техники, когда даже микрофоны не видны, и ты можешь разговаривать, петь. И именно там ставить там постановки музыкальные. Такой театр, в который можно пригласить (это незначительный факт, но мы сейчас этого сделать не можем) «Мулен Руж», лас-вегасовские постановки, бродвейское шоу. Т.е. вот такая площадка, которую можно дать в распоряжение нашим режиссерам, которые по контракту, как на Западе, ставили бы свои спектакли именно в этом театре. Это в общем-то для всех, это для камерной музыки, для показа высокой моды, это был бы очень синтетический театр под названием "Родина". Вот такое название даже было. Но, конечно, это не "Форум", и все те предложения, которые были, показывали отсутствие этого понимания. И мы договорились в принципе, что когда я уже дам проект и инвесторов (вы сами понимаете, что из бюджета я ни копейки не возьму, потому что, когда пообещали из бюджета 15 млн. $, и я столкнулась с тем, что мне звонили и писали, что, как же так, вот консерватория разрушается, музеи рушатся, ЦМШ требует ремонта, дети сидят, Бог знает, в каких помещениях, меня совесть заела, и я отказалась от этих денег, потому что, конечно, они нужнее для уже существующих объектов культуры. Но где гарантия, что деньги, от которых я отказалась, пошли на реставрацию этих замечательных зданий?

- Наверняка, нет. Вам надо было их взять и отдать потом консерватории и т.д.

- А кто ж знал, что их не отдадут? Кто ж вперед-то загадывает? Наоборот, я думала, что хорошо, что они туда пойдут.

Андрей Лобода - Не кажется ли Вам, что трех концертов «Рождественских встреч» для Москвы мало? И будут ли сольные концерты Аллы Пугачевой в «Олимпийском»?

- Почему же не будет сольных? Конечно, в конце года все обязательно этим закончится. Я должна к ним подготовиться, и для этого и задуман этот тур, т.е. гастроли, где я должна снова обрести уверенность в себе, потому что Москва это все-таки для меня окончательный этап тура. Опять же три концерта в «Олимпийском» это мало, но для артистов, которые участвуют бескорыстно в «Рождественских» (понятно, что это эфир бесплатный для них, т.е. тоже где-то интерес есть), но 3 дня без работы, отказ от гастролей... Может быть, некоторые и блефуют, говоря, что у них концерты. Мы думали насчет 4-го, но оставим еще на сольники все эти чудеса, жалко все сразу выдавать.

Андрей Лобода - Скажите, не приходится ли Вам сталкиваться с лоббированием своих интересов работающими с Вами китами шоу-бизнеса, не навязывают ли они Вам в программу своих артистов?

- А что лоббирование? Это вы про китов? Китов-то раз-два и обчелся, и все мои знакомые. Нет, я человек независимый. И потом, помните, по старой сказке, на китах держится наша планета Земля. Пусть лучше крепче меня держат.

- Если это не секрет, скажите пожалуйста, какой такой замечательный подарок привез Вам Киркоров из своего тура?

- Болтун - находка для шпиона. Это Киркоров, это невозможно просто! Вы понимаете, что если он мне привез что-то, то мне смешно это развенчивать. Да. Он привез мне подарок, но он же, наверно, сказал, что та-а-акой! Ну и должна сказать, ой, такой подарок! Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь, вот что я скажу. И внимание. Это главное.

- Как Вы можете охарактеризовать тот период, который наступает сейчас у Вас в творчестве?

- Период? Ой, какой вопрос... Определенный... нет этого периода. Как бы поточнее это вам обрисовать... Период боязни показаться неинтересной, начиная от своего любимого близкого человека, заканчивая всем народом. Мне бы не хотелось создать впечатление ничего не делающей почившей на лаврах, тем более, что хочу кое-что еще сделать. Второй период - я хочу общаться, т.е. я вырываюсь из какой-то клетки. Конечно, Филипп прекрасно понимает и, с одной стороны, очень рад, с другой стороны, несколько грустит по этому поводу, но как творческий человек, он это понимает. И наверно, это период продления своей жизни, даже не творческой, а физической, потому что я поняла, что без сцены мне, конечно же, не жить.

- Ну об интересе к Вам говорит хотя бы тот аншлаг, который сопутствовал этой пресс-конференции, посмотрите на этот переполненный зал...

- Ну это можно объяснить по-разному. Понимаете, сейчас интересна, а вышла на сцену, интерес пропадает. Об этом вы все забываете, артисты особенно, потому что все это не вечно. Одна ошибка, и ты пропала. От любви до ненависти один шаг, сколько есть еще пословиц на эту тему... И это определенная ответственность. И я должна сделать что-то (это не значит, что у меня должно быть много пиротехники и полетов, фокусов), я должна быть наполнена тем, что у меня было, есть и будет, наполнена любовью к зрителям, приходящим в зал, абсолютно убеждена, что это нужно им и мне, и третье, что я должна быть наполнена теми песнями, через которые я могла бы общаться. Вот и все. Для меня сцена была, есть и будет средством общения и средством выживания моего. Я очень рада, что такой прецедент как-то наступил, и я могу попробовать. Я, конечно, очень волнуюсь. И не потому, что сейчас мне будут говорить, ну что, Алла Борисовна, вот Вы должны быть новая, а Вы все вроде та же самая. Извините, для того, чтобы спеть то же самое сейчас, надо было годами к этому прийти. И когда песни актуальны некоторые и сегодня, нельзя про них сказать, что они старые. Это вечные темы, поэтому я буду петь и новые, и старые, и хорошо забытые старые, но прежде всего то, на что откликается мое сердце и зная то, что люди от меня хотят.

- Как Вы расцениваете потенциал фирмы, с которой заключили сейчас контракт на сотрудничество?

- Могу добавить, что начало очень хорошее, потому что предложения были, не будем скрывать, от многих сделать этот тур, но для меня был важен показатель организационной работы, прежде всего. Дело в том, что «Райс Лис'с» учитывают музыкальное направление артиста. Если Филиппу нужно очень яркое, театрализованное шоу, то они идут и на вложения, и на расходы, чтобы это шоу состоялось, чтобы артист не потерял свое лицо. Если мне, наоборот, в нынешней концепции особо ничего не надо, у меня свое видение этой программы, но я думаю уже о том, что будет тоже дорогая программа. И мюзикл, который я хочу создать, еще не знаю, с кем. Это все покажет время. Главное, почему выбор падает на сегодняшний день на команду Лисовского, что у меня был пример великолепной организации тура и очень уважительного отношения к артисту. Если вы помните, Сергей Федорович уже два раза выручал проекты. Первый раз это было с «Сюрпризом для Аллы Борисовны» - я очень была поражена размахом и отношением к делу, и второе, конечно же тур Филиппа Киркорова. Я знаю, что многие артисты сейчас следят за командой Лисовского и строят свои планы на будущее. И я не хотела бы подвести своими гастрольным планом эту хорошо развивающуюся шоу-команду.

- Как Вы оцениваете уровень сегодняшней эстрадной музыки?

- Эстрадной? Вскользь на этот вопрос не ответишь. Во-первых, уровень сегодняшней эстрады в своей массе, что касается музыкантов, исполнителей, композиторов - это отражение действительности. Эстрада всегда была мгновенна, мимолетна. Но она всегда как никакой другой вид искусства отражала сегодняшний день. Вы видите суетливость и какую-то нервозность, суперсексуальность якобы - это отражение сегодняшнего дня. Если вы видите небесные такие темы, абстрактные вроде «девочки в платьице белом» замечательной группы «Мюзикола» - это тоже отражение сегодняшнего дня. И всегда так было. Был пафос на эстраде, были темы патриотические, а теперь исчезли, как исчезло все патриотическое. Может быть, это вернется, если это же вернется и в жизни. Вы видите более смелые костюмы, стильные - да, молодежь более яркая. Все, что вам нравится или не нравится, к сожалению или к счастью, является показателем сегодняшнего уровня культуры, цивилизации, экономики, политики и вообще направления страны, куда она движется. А есть еще люди, люди, которые хотят плакать под песни. Они хотят боль свою утешить под музыку, хотят свое безденежье и свою абсолютную безнадегу и бесперспективность завтрашнего дня хотя бы утешить какой-то песней. Это было, есть и будет. И, может быть, сейчас этот пробел должна заполнить я. Как заполняла, между прочим, для меня Таня Буланова. И все, что мы смогли, это поиздеваться над ее слезами. Это тоже отражение сегодняшнего дня. Т.е. ах, у нее болит, у меня не болит - сытый голодного не разумеет. Ах, она плачет, она сейчас заплачет, хи-хи, ха-ха. Вот это потрясающая деградация душевная, деградация чувств и отношения человека к человеку. Вот этот пробел надо заполнить, и может быть, я поэтому так хочу выйти на сцену. Это наша родная музыка. И от нее никуда не денешься. А ночные клубы, дискотеки (они тоже необходимы) нуждаются тоже в определенной музыке. Это тоже отражение сегодняшнего дня. Но мы все забыли немножко про концертные площадки. Если вы обратили внимание, они все чаще пустуют. И это, конечно, напрягает и меня, и тех китов, о которых вы знаете. Потому что заполненность залов просто катастрофически низкая. Люди не верят, что сейчас они за эти деньги, которые заплатят за билет, получат удовольствие. Это тоже отражение сегодняшнего дня. Независимо от того, нравится мне это, не нравится... Мне и раньше многое не нравилось. Что теперь делать? Многое и нравилось. Эстрада вообще очень народное искусство. Раньше оно было немножко более пожилое, а сейчас эстрада помолодела. Слава тебе, Господи. И когда-нибудь мы цивилизованно придем к тем отношениям, когда, как на Западе, и молодая певица может выйти очень интересная, и с таким же успехом работает Элтон Джон. А у нас, к сожалению, если ты бывший или поешь, не изменяясь, можно об тебя уже ноги вытереть. Не надо этого делать. Нельзя даже допускать такой мысли, потому что иначе мы превратимся в никакой народ, не в американский, не в английский, и самое ужасное, что и не в русский. Этот русский менталитет должен остаться за нами во всем, в сопереживании. Люди в залах, люди в театрах, в кинотеатрах... Ну, через все надо пройти, через это, кажется, уже прошли, раз мы уже об этом задумались.

Алла Пугачева, Виталий Белобрагин

Виталий Белобрагин - Ваши рисунки настроения - какие они были, если Вы рисовали во время Вашего отпуска?

- У меня два с половиной года было очень ровное настроение, я могла бы нарисовать только черный квадрат или полоску такую. Поэтому, поскольку я все называю рисунками настроения, я не хотела бы рисовать там розочки или птичек. Я сама себя подталкиваю к тому, чтобы рисунки эти вновь появились. Если они вам нравятся.. Правда, я не хотела, чтобы вы об этом знали.

- Когда Вас пригласили в налоговую полицию, Вы намеренно приехали на лимузине, чтоб продемонстрировать, что Вы ничего не боитесь?

- Я же сказала, что мы сами назначили эту встречу и пошли. И принципиально приехали на шикарных машинах. Что ж мы пешочком пойдем от метро, несчастненькие. Вот это было бы смешно. Мы должны быть шикарными, и дайте нам такую возможность. Мне вообще смешно, когда говорят о гонорарах. Начиная от артистов и кончая Чубайсом.

- Будет ли на этих «Рождественских встречах» такая же добрая дружеская атмосфера с учетом всех перемен в нашей жизни?

- Каждый раз, начиная «Рождественские встречи», я об этом могу только мечтать. Только после «Рождественских встреч» я могу заявлять о том, что они проходили в потрясающей атмосфере. И что меня больше всего радовало, что не столько я об этом заявляла, сколько те артисты, которые участвовали в "Рождественских встречах». А на сегодняшний день я также не могу сказать я также не могу сказать, что же это будет. Потому что сейчас у меня начинаются встречи то с одним артистом, то с другим. Возникают проблемы. У меня группы «Ва-банкъ», «ЧайФ», Галанин, «Любэ» говорят, мы вот с попсой не хотим, нас как-нибудь отдельно. Я как психолог их понимаю, но меня это все смешит. Потому что я вообще никаких границ-то не вижу между роком, попсой, у нас какой-то свой ментальный рок, ментальный поп, ментальный соул... Это вообще все очень наше. И с каждым приходится разговаривать. И мне так приятно, что эти группы, которые будут участвовать в «Рождественских», они понимают задачу объединения. Не значит, что дружбы какой-то. Не надо руки пожимать и целоваться, скажем, «ЧайФу» со Сташевским. Зачем? Все должно быть очень искренне. Они у меня в одном блоке все, но это не значит, что после "Рождественских встреч" отношение друг к другу немножко не поменяется. Но об этом я уже скажу после "Рождественских встреч". А вы все это все увидите во время концертного спектакля.

- Чьи будут декорации?

- Декорации Бориса Краснова, потому что «Олимпийский» комплекс это всегда очень сложно что-либо сделать, и Борис большой мастер на то, как из этого пространства что-то выжать.

- Выйдете ли Вы на подиум во время грядущего показа коллекции Юдашкина?

- Что касается Юдашкина, когда? 30-го? Зачем же я буду выходить? Нет, я, может быть, выйду, но когда будет юбилей его дома, в марте, в апреле. Может быть, и выйду. Почему б не выйти? Если сохранить форму.

- Предлагал ли Л.Парфенов Вам участвовать в проекте «10 песен о Москве»?

- Нет, не предлагал. Был какой-то разговор, но мне было не до этого тогда.

- Как возникла идея связать песню «Примадонна» с образом Л.М. Гурченко?

- Что касается Людмилы Гурченко... Изначально эта песня не должна была мной исполняться на «Евровидении». Я должна была ехать как композитор, но певец, которому была предназначена песня (если вы обратили внимание, там мужской текст, слава Богу, что он и так, и так мог быть произнесен) заболел и не мог петь. А я рассчитывала на очень красивый мужской голос. Но пришлось мне спеть. Было достаточно странно исполнять мне эту песню. И меня просто осенило, когда я думала, для кого ж спеть ее, я же должна видеть человека, которому я эту песню посвящаю. Никого кроме Гурченко, у меня в голове не возникло. Т.е. другого образа не было. Я посмотрела все те съемки, которые сделал с ней Бондарчук. Примадонна она и есть примадонна. Про оперу я не хотела петь, про театр тоже, и вот именно синтез звезды, примадонны в том шоу, в котором я хотела бы видеть и себя, и других в дальнейшем. И мне очень легко стало понять тот текст, который был в общем-то предназначен мужчиной женщине.

- Есть ли у Вас кумиры среди драматических артистов?

- Я кумиров себе не создаю. Но у меня есть любимые артисты, их очень много - Евгений Лебедев, Евстигнеев, Леонов, Раневская. Настоящее на эстраде или в театре останется настоящим. Евгений Леонов был настолько талантлив, что он мог заниматься и эстрадной аудиторией, и кинематографической, и театральной. Да и другие артисты, которых я назвала.

- Как Вы оцениваете уровень работы шоу-команды Лисовского?

- Я надеюсь, что мы начнем эту работу на уровне и продолжим ее на более высоком уровне. Это для себя я так намечаю. А для них это должен быть очень высокий уровень.

- Хотелось бы спросить насчет журнала «Алла»...

- О журнале сейчас говорить не буду.

- Скажите, будут ли участвовать во «Встречах» близкие Вам люди, например, Филипп?

- У меня было достаточно времени и вот такая голова от прослушивания песен. Всем, кто давал кассеты на прослушивание, было сказано только одно - должна подойти песня. Не столько артист, близкий он мне, родной, любимый или какой - ты дай песню. А только так и складывается концепция этих «Рождественских встреч». Пока Филипп участвует. Потому что он дал две песни - одна тематическая для закрытия блока и одна, которая очень хорошо ложится в это театральное действие. Сейчас главный вопрос только с одной артисткой, которая никак в данную концепцию не влезает, это я. Самое интересное, что вот так любимая народом песня «Позови меня с собой», которую кричат на каждом моем выступлении, она-то как раз сюда и не влезет. Значит, определенный репертуар, который я сейчас делаю, именно для «Рождественских встреч». Также вы увидите в афише имя Тани Овсиенко. У меня выбрана песня очень удачная, совершенно не определяющая ее и ее творчество на сегодняшний день, но которая раскрывает блок любви. А вторая песня «Колечко», которая мне нравится. Помимо новых песен я буду включать в программу хиты, которые мне нравятся, чисто из эгоистических соображений.

- Открытием этого года считается группа «Мумий Тролль». Не приглашали ли Вы ее для участия в «Рождественских встречах» и как Вы к ней вообще относитесь?

- Она мне очень нравится, потому что они все делают очень вкусно, и я не собираюсь анализировать их тексты. Если есть общая концепция, то я, как человек современный, все остальное приму. К «Рождественским» они никак не подходят, потому что «Рождественские» и так не такие уж веселые (пир во время чумы делать не хочется), а «Мумий Тролль» все-таки немножко черноваты, потому что у них все связано с кровяночкой, мордобойчиком, маньячком. Надо на три вечера от этого оторваться - вот задача «Рождественских встреч». Т.е. мы все настроены на более доброе, на более теплое. И в принципе, это всегда было идеей «Рождественских встреч» - сегодня о добре.

- Вы где-то говорили, что тоже сделаете диск ремиксов на свои песни... Когда этот проект осуществиться?

- Я, наоборот, всегда говорила, что мне ненавистны ремиксы на мои любимые песни. Что мне легче создать свою танцевальную музыку, которая мне всегда нравилась. Нет проблем. Что я умею, так это танцевальное петь. Другое дело, что не было в этом необходимости. Я с удовольствием и танцевальный диск могу записать, и концептуальный, что «Мумий Тролль» ваш отдохнет. Но, к сожалению, я очень чувствую время и если мне покопаться в сундуке, то «Мумий Тролль» все спел то, что я спела лет в 17. Времена-то повторяются. Так что все можно сделать, пусть оно мне захочется. Только чтобы не помешать тем, кто играет в сегодняшние игры. Зачем мне вступать в какую-то гонку с ними и конкуренцию. У каждого есть свой стеклянный коридор, мы все просвечены, мы все видим друг друга, и я никогда никому не мешала, и пусть мне не мешают. Я сама по себе пою. И мне нравится, что старые мои песни другие артисты записали, очень обновили свой репертуар. Вы знаете, что лет 12-13 стоит мальчишка очаровательный у подъезда, уже из нового поколения поклонников, интеллигентный мальчик, вот для него песня «Держи меня, соломинка», которую Лайма поет, новая, да любая... «Белая панама» это была первая песня танцевальная запрещенная, которую мы делали с Чернавским. Он просто от горя уехал, а я осталась от горя. Потому что мы очень тогда хотели сделать танцевальный диск, и он просто с горя все размагнитил. Я успела сохранить только две вещи в исходниках - «Белую панаму» и «Кафе танцующих огней». По ним вы можете судить о том направлении, в котором мы работали 10 лет назад. И если бы была возможность вот такого раскардаша и свобод, то, наверно, я бы и запела по-другому. Но я всегда пела не для того, чтобы понравится тусовке, определенному журналу или газет, я всегда работала для людей. Я знаю, люди меня сделали любимой, люди меня сделали популярной, люди мне диктовали (не только те, которые приходили в зал, а и те, с которыми я живу бок о бок в этой стране, она для меня осталась большой. И для меня это главный критерий, я хочу быть любимой ими, нужной им, вовремя их веселить, вовремя утешить. Пока пою, это вот концепция моего творчества. А если я буду нравится только 10 человекам из тусовки, которые приходят в какой-нибудь клуб «Инфант», а потом не собирать залы и удивляться, как же так, мне говорят, ты сумасшедший, ты король, обалдеть можно какой ты стильный, он приезжает и 15 человек в зале вместо 2000. Меня это не устраивает. Я не хочу, чтобы я была нужна только некоторым избранным людям, которые считают себя стильными. У меня свой стиль. Королева, как раньше называли, плебеев. Это очень, казалось бы, обидно, а я этим гордилась, потому что народ всегда считали плебеями, а если так разобраться, они как раз и есть короли.

Сергей Соседов - Алла Борисовна, в годы застоя, когда был железный занавес, Вы выступали во многих странах, в Швеции, в Финляндии, во Франции, а что же сейчас?

- Не знаю. Я была популярна в некоторых странах. Я туда и ездила. Перестаешь ездить, популярность спадает. Рекламой моей на Западе никто не занимался. Кто-то считает провалом «Евровидение», а я его считаю просто выполненной задачей для себя, опять появился интерес какой-то. Но все это с Западом, как было, так есть и будет. Заметили - пригласят. Вложения нужны крупные, но кто же в нас-то будет вкладывать. И на «Евровидении» тоже если что и дадут, так чтоб попасть на рынок наш. А раз двери все открыты, так чего же им биться, можно и не давать ничего. Это все политика.

Сергей Соседов - Скажите, а не записывали ли Ваши западные концерты на видео, хотя бы репортажи?

- Репортажи были, из «Олимпии»... А записывать в те времена? О чем вы говорите! Это сейчас можно вывезти с собой Таню Семкив и каждый день делать репортажи по ТВ-6. Сейчас это, конечно, можно. Когда я в Голландию поехала, я опять же взяла Таню Семкив, потому что это оказалось возможно, чтобы она записала хотя бы репортаж, как это было.. А то так вот появляются слухи о том, что провал был в "Олимпии", мне смешно, когда даже Александр Серегеевич Зацепин об этом говорит, хотя знает прекрасно, что такого успеха никогда и не было у русского артиста в «Олимпии». Так что, в принципе, конечно, репортажи нужны.

Екатерина Архипова - Недавно у Вас появился свой виртуальный адрес, не планируете ли Вы использовать возможности Интернета для продвижения своей музыки на Запад?

- Я вообще ничего в этом не понимаю. Кто-то что-то делает, но к компьютерам подходит только мой внук и Филипп, и еще технарь один умный. Я их боюсь этих компьютеров, всяких электрических розеток, я даже утюг не могу включить.

- Вы объявили на «Овации» о создании своей музыкальной премии. Будет ли она ежегодной?

- Да, это будет ежегодно, но я уже раздумала это делать в рамках «Овации», меня уговаривают это делать в своих рамках. Я думаю, что мы еще поговорим на эту тему. Ну я там обозленная, раздраженная вышла, потому что прекрасно понимала, что композитор Молчанов был более достоин за 1996 год, потому что он написал и Салтыковой, и Буланову просто новую сделал - столько работал, ужас. Потом песня «Осень» уж на что был хит. Я уж не говорю о «Тучах» «Иванушек-International». И когда я посидела и увидела, что композитор Матецкий, продюсер Айзеншпис, а хит Сташевского, то все стало ясно. Я думаю, пусть я займу эти 10 тысяч, но выйду и скажу, что отдам такой же песне, может, для вас неизвестной, но которая меня спасла, которую все знают, но постольку, поскольку не раскручена, как это Айзеншпис делает, а для меня 96-й год связан с песней «Любимая моя». Не жалко 10 тысяч отдать. Засветиться...

- Не явилась ли Ваша неудача на «Евровидении» предпосылкой для Вашего возвращения на сцену? Сразу скажу, что для нас Вы были победительницей...

- Да я и для них была победительницей. Дело не в формальностях, а в том, как это все происходило. Англичанка эта сильная была, ну и я шла второй, потому что на русском языке ничего никому не надо. Ну это прекрасно мы знали, что все равно ничего не будет. Там обделенные всегда немцы, русские и в принципе правильно. Им это не надо. Но нам это надо было. Моя поездка была, конечно, очень рекламная. Я даже не ожидала такой реакции у народа. То, что я выслушала, вот тут вы правы, меня настолько окрылило - вы наша дорогая, да пошли они туда, да пошли они сюда. Боже мой, только ради этого стоило туда поехать, и потом я же не коварная, но хитроумная. Для меня название песни «Примадонна», раз уж я ее пела, дало направление и образа, и всего. Чем я не Примадонна. Императрица уже есть.

Свет неугасающей звезды Аллы Пугачевой да пребудет с нами - такими словами закончилась эта пресс-конференция.

{AprilClubNews}