21 ноября в кинотеатре «Пионер» известная французская актриса, а теперь режиссер и сценарист Фанни Ардан представила свою вторую полнометражную картину «Навязчивые ритмы», после показа которой ответила на вопросы журналистов.
Героиня фильма Марго (Азиа Ардженто) отказалась от блестящей карьеры виолончелистки ради отношений со строителем Фурио (Нуно Лопес), но, к сожалению, как это часто бывает, ее жертва оказалась бессмысленной. Любовь угасает, и она всеми способами пытается остановить этот уничтожающие ее внутренний огонь процесс...
«Все началось с того, что я стала писать сценарий, - рассказала о работе над фильмом Фанни Ардан. - Писать сразу образами, которые мне хотелось бы перенести на экран, и переход по другую сторону камеры произошел без каких-либо деклараций - я стану режиссером. Это произошло и все».
«Мне хотелось рассказать историю любви, - призналась актриса. - Но у нас во Франции говорят - счастливые люди не имеют истории. Мне хотелось рассказать историю любви уходящей, что происходит, когда она исчезает. Мне хотелось показать все это за очень короткий промежуток времени - действие картины начинается накануне Нового года, 31 декабря, и заканчивается в Пасху, хотелось показать этот виток неизбежности, уходящей любви, цепочку неотвратимых событий, которые вытекают одно из другого и приводят к трагическому финалу. Мне кажется, что самое важное, что есть в жизни - это любовь. Мы всегда занимаем какую-то позицию по отношению к любви, и главное, что нас определяет, это как раз эта позиция. Есть ли у нас любовь, нет ли ее, ждем ли мы ее...
Антагонизм между моими героями - мужчиной и женщиной - заключается в том, что у него нет больше времени на любовь. Он озабочен успехом, продвижением своего проекта в жизнь. А она не могла смириться с тем, что любовное чувство теряет накал, блекнет, растворяется...
И мне хотелось ненавязчиво, не слишком нажимая, сказать о том, что искусство заполняет собой то место, которое остается пустым после исчезновения любви.
И я все время задумывалась, может быть, Моцарт, если бы он был по-настоящему счастлив в семейной жизни, не писал такую трагическую музыку? Впрочем, мне не хватает музыкального, литературного, искусствоведческого образования для того, чтобы утверждать, что все люди, которые танцуют на сцене, выступают в театре, читают стихи, пишут произведения, по-настоящему несчастны».
Как считает звезда французского театра и кино, жертвенность, самоотречение - одно из высочайших проявлений любви: «Пропустить человека вперед, вывести его на первый план - это фактически мистическая форма любви. Я думаю, что жизнь иногда подводит нас к этому самоотречению, иногда приходится на него идти. Более того, в таком самоотречении я вижу акт художественного жеста».
Однако самой Фанни Ардан никогда не приходилось идти на такие жертвы.
Интересно, что одного из персонажей своего фильма - русского музыканта Владимира Мишкова, возвращающего Марго в музыку, - она назвала в честь Владимира Машкова, с которым снималась вместе в фильме «Распутин».
«Для меня русская культура - это возможность приносить нам истинное в художественной форме, - сказала Фанни Ардан, - будь то литература, поэзия или музыка. И русское художественное восприятие отметило мою жизнь с самого раннего возраста. Я открывала для себя мир, представляя его вот в этих категориях русской культуры в лице ее лучших представителей, которых мы прекрасно знали за границей, с ее стремлением к абсолюту. Поэтому для меня персонаж учителя музыки главной героини - это очень романный персонаж, который является в фильме очень важной опорной точкой, олицетворением бескомпромиссности, строгости, чистоты, любви к искусству и служения ему».
Фильм «Навязчивые ритмы» вошел в программу ежегодного фестиваля «Французское кино сегодня», который пройдет в декабре в Москве и Новосибирске в 14-й раз.
{AprilClubNews}