Такое ощущение, что скоро, куда ни пойдешь - натолкнешься на мюзикл. А чем же собственно он отличается от оперетты, рок-оперы или музыкального спектакля? Ведь и там, и там поют, танцуют и иногда разговаривают. Однако разница есть и весьма существенная.
Известно, что мюзикл пошел с Бродвея как коммерческая антрепризная постановка. Его задачей было увлечь зрителя, попросту вытрясти из него деньги. Это такой театральный Голливуд. Дерзкие и темпераментные герои, острый сюжет, запоминающиеся мелодии. Агрессивная (подчас с элементами обращения к публике) постановка. Чаще комедийная, а если даже и драматическая, то с элементами комедии.
В отличие от оперетты мюзикл имеет сквозную пластическую хореографию. Оперетта это чардаш, вальс, канкан (куда же без него). А мюзикл это балет, но балет джазовый. В любой американской танцевальной школе вас будут учить танцам по трем разным направлениям: бальным, степу и джазу. Джазовая походка - это то, что в первую очередь начинает осваивать даже четырехлетний малыш. Потому что чем позже ты начинаешь танцевать джаз, тем труднее достигнуть требуемой легкости и игривости каждого движения.
Не знаю, где учились танцевать джаз артисты мюзикла CHICAGO (музыка Джона Кэндера), но получается у них это, как показал предварительный показ для журналистов, великолепно. Исполнительницы главных ролей - зажигательная Лика Рулла и пластичная Анастасия Стоцкая - стоят того, чтобы их увидеть. Хотя народ, конечно, пойдет, прежде всего, на Филиппа Киркорова и Лолиту.
Но мюзикл - постановка ансамблевая. Здесь гораздо важнее атмосфера. Не то, как споет отдельная звезда, а насколько гармонично будет сосуществовать в хореографических номерах весь ансамбль. Потому что в мюзикле нет и не может быть ювелирной прорисовки роли, свойственной традициям русского театра. Я бы сказала, что в мюзикле есть что-то от итальянской комедии дель арте. Эффектные костюмы, переодевания и прочие фишки. Все немножко чересчур, все как будто слегка напоказ. Как говорится, у каждого жанра своя специфика. И ее надо не только чувствовать, но и понимать.
В последнее время в Москве вроде бы появилось много мюзиклов. Однако, по большому счету, ни один из них мюзиклом не является, и назвать его таковым можно только очень с большой натяжкой.
Вот что сказала на недавно состоявшейся предпремьерной пресс-конференции Алла Пугачева, генеральный продюсер CHICAGO:
- Мюзикл CHICAGO - это новое направление на нашей сцене. Новое во всем: в хореографии /Боба Фосси, лауреата премии «Оскар» за фильм «Кабаре» - примечание автора/, в том, что все артисты поют и танцуют. Мы хотели выгодно отличаться от других мюзиклов, которые ставятся на нашей сцене. Мне кажется, что выбор CHICAGO правильный и своевременный. Он рассчитан на зрителя, который хотел бы видеть артиста синтетического. С этого мюзикла может начать свое существование школа, которая подготовит артистов этого жанра, и тогда в России наступит эра мюзиклов. И мы постепенно придем к своему совершенному отечественному мюзиклу. Собственно эта благородная задача стоит и перед нами, и перед другими продюсерами, которые пытаются создать мюзиклы на родине.
В отличие от Филиппа Киркорова Алла Пугачева играть в CHICAGO не будет. Во всяком случае, пока.
- Для того чтобы мои любимые журналисты немножко пожевали тему моего неучастия в спектакле, я сразу придумала шутку, что я не прошла кастинг. На самом деле, и Кристина, и я этот кастинг прошли изначально. Но мне бы хотелось видеть успех CHICAGO не благодаря наличию громких имен, а благодаря качеству постановки. Пусть появятся новые имена и новые звезды. А Филипп взял на себя роль и продюсера, и участника постановки. Потому что я не вижу лучшего исполнителя роли Билли /продажного адвоката - примечание автора/. Это его роль. Филипп постепенно становится театральным актером. Недавно на бенефисе Ирины Мирошниченко он блестяще сыграл чеховского «Медведя», что было высоко оценено и театралами, и известными актерами театра. Что касается меня и Кристины - это особый разговор. Я не хотела бы раскрывать секреты, но мы в курсе всего происходящего. Каждая из нас знакома со своей ролью, и если что - будьте любезненьки. Я специально худею, мучаюсь. Кристинка сейчас нос себе исправляет /сказано с большой иронией - примечание автора/. Так что мы стараемся держаться в форме. Если, не дай Бог, интерес к мюзиклу после 100-150-го спектакля будет падать, мы будем совершенно готовы к тому, чтобы поднять интерес к нему своим участием.
Так что, судя по всему, CHICAGO «прописался» на сцене Театра Эстрады надолго, и у всех нас будет возможность познакомиться с классическим образцом жанра мюзикла.
{AprilClubNews}