18 и 19 января на сцене Центра-музея В.Высоцкого Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина в последний раз представил знаменитый спектакль «Пленные духи», ставшего победителем театральной премии «Чайка-2003» в номинации «Синхронное плавание» и обладателем «Приза зрительских симпатий» национального театрального фестиваля «Золотая Маска» сезона 2002 - 2003.
Пленные духи», поставленные режиссером Владимиром Агеевым по пьесе братьев Пресняковых, по праву считаются одним из самых популярных московских спектаклей. Немало воды утекло со времени его премьеры, которая состоялась в январе 2003 года, но и поныне спектакль идет при переполненных залах, неизменно вызывая восхищенные отклики зрителей.
Завязка сюжета «Пленных духов» почти водевильна: по поручению известного женолюба Валерия Яковлевича Брюсова другой известный женолюб Борис Бугаев, известный как Андрей Белый (Анатолий Белый, лауреат премии за лучшую драматическую роль театральной премии «Чайка-2003»), приезжает в Шахматово, дабы собственными глазами увидеть Прекрасную Даму, героиню стихов начинающего поэта Александра Блока (Артем Смола, лучшая мужская роль фестиваля «Новая драма 2003» в номинации «Новое дело»). Блок, не от мира сего, и его прагматичная матушка (Ольга Лапшина, лучшая женская роль фестиваля «Новая драма 2003" в номинации «Новое дело») пребывают в смятении, поскольку Прекрасной Дамы не существует в природе. Точнее, существует некая девушка в белом платье, которую Блок как-то видел в Петербурге. С тех пор в поисках поэтического вдохновения он заставлял мальчика-слугу (Григорий Данцигер) наряжаться по ночам в белое платье и бегать, виляя бедрами, по темным аллеям.
Для спасения литературной репутации Александра его чадолюбивая маменька договаривается с соседом - Дмитрием Менделеевым (Алексей Багдасаров) - о визите сына к его дочери, Любови Дмитриевне (Дарья Екамасова), девушке неземной, т.е. вполне космической, красоты...
Если сказать, что составляющими успеха этого спектакля стали занимательная пьеса, изобретательная режиссура и поистине звездный актерский состав, это все равно что скучными бухгалтерскими терминами измерять остроту поэтического слова. Потому что этот спектакль и не спектакль вовсе, даже и не фантасмагория, а водоворот, в котором оказывается каждый из зрителей. Актеры извергают килограммы высоким слогом написанного текста. Несколько фигур в белом и одна в красном то застывают на сцене, то перемещаются по ней едва ли не галопом. Чемоданы скрывают невесть какие тайны. И во всем этом столько подлинного чувства, непонятно из каких химических элементов состоящего, что тут уж не до исторических реалий. Когда б вы знали, из какого сора... В общем, кто знает, сквозь какую прозу жизни проступает настоящая поэзия.
По моему глубокому убеждению, искусство это искра, высекаемая здесь и сейчас. Вот если у вас возникает ощущение, что спектакль, который был только что сыгран, сыгран персонально для вас и так, каким его не видели до вас и не увидят после, значит вам повезло - факт искусства налицо. И что бы в дальнейшем не случилось, духи этоой постановки навсегда останутся в вашем плену.
На фото: Алексей Багдасаров, Дарья Екамасова, Артем Смола, Ольга Лапшина, Анатолий Белый, Григорий Данцигер
{AprilClubNews}