Спектакль Леры Сурковой «Снимается кино», премьера которого состоялась 28 марта на Малой сцене Театра на Таганке, - это очень камерная, так сказать, в кратком пересказе, интерпретация одноименной пьесы Эдварда Радзинского.
Он (Василий Уриевский), известный режиссёр, снимает фильм о любви, хотя давно никакой любви сам не испытывает. Она (Анна Сафронова), девушка из массовки, очень хочет обратить на себя его внимание, потому что влюблена и к тому же впервые. Так проза жизни сталкивается с поэзией чувств, впрочем, Лера Суркова решительно пролистывает несколько первых страниц пьесы, оставляя «за кадром» почти всю предваряющую этот короткий роман прозу. Так что о скучных съёмках под аккомпанемент разговоров о зарплате, разнообразных бытовых проблемах, худсоветах и организационных неурядицах зритель только догадывается, если догадывается, пока перед ним разворачивается то самое действо, которое должно было стать фильмом. С неловкими паузами и первыми прикосновениями, взглядами впроброс и долгими разговорами ни о чём и в то же время о самом важном, с непременным любовным четырёхугольником и мучительными раздумьями... Должно было, если б...
Если бы да кабы, и жизнь могла бы быть совсем другой, не только кино. Но... «Герои долго не живут», как поёт в финале герой Василия Уриевского. Собственно, именно поэтому герои вообще нам так редко и встречаются.
«Основной вопрос здесь – это вопрос художника, - считает Василий Уриевский. - Как ему творить в современном мире: подстраиваться под обстоятельства реальности или следовать зову своего таланта? Один из героев пьесы говорит: «В искусстве есть художники. Они отражают то, что сами чувствуют. И инженеры. Они конструируют вещи». В моем персонаже как раз и борется художник с инженером. Идти на компромисс или не идти. Если Нечаев пойдет против обстоятельств, то, скорее всего, не сможет работать никак. Либо ему придется работать так, как разрешают. И он делает свой выбор, который огромное количество людей в общем-то не в состоянии сделать. Нечаев переживает кризисный возраст: человек оглядывается назад и осознает, что не может творить так, как делал это 20 лет назад, когда он фонтанировал идеями, создавал шедевры. Он дожил до 40 и уже ничего не чувствует, никого не любит – понимает это и сильно мучается. Он любит только себя. И то не факт. Если бы сильно любил себя, то не пошел бы на компромисс».
«Снимается кино» – одна из ранних пьес главного романтика оттепели Эдварда Радзинского, - рассказывает Лера Суркова. - Итак, весна в Москве 1965 года. Любовь и молодость, витающие в воздухе. Поцелуи и прогулки по ночному городу. Теплый дождь … Об этом хочет снять фильм 40-летний режиссер Нечаев, который, сам того не замечая, оказывается в центре сюжета собственного кино. Творческий процесс и реальный мир сливаются воедино, чтобы раскрыть сущность любви. Желание любить и быть любимыми заставляет героев совершать нелогичные и абсурдные поступки: разум и чувства ведут бесконечную борьбу. А невротичные персонажи и диалоги с интеллектуальным подтекстом делают лирическую комедию еще более выразительной».
И вполне современной. Увы.
{AprilClubNews}