«Дон Кихот»27 и 28 февраля на основной сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля Антона Фёдорова «Дон Кихот», заглавную роль в котором сыграл лауреат театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», «Звезда Театрала», «Золотая маска» и Международной премии имени К. С. Станиславского Тимофей Трибунцев.

Всё смешалось в доме Облонских... Ах, нет, извните. Там как раз тишь, гладь и Божья благодать. Всё смешалось вовсе не там, а на сцене Театра Наций, где Антон Фёдоров, режиссёр невероятной степени изобретательности, так и хочется сказать, экранизировал, но нет, всё-таки поставил полную пасхалок, штампов, цитат и отсылок пьесу своего собственного сочинения на основе романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», написанного в начале XVII века. Впрочем, стоит ли об этом вспоминать, когда всё действие разворачивается вовсе не во времена средневековья, а в заброшенной прачечной, если и не в наши дни, то никак не раньше прошлого века, и, скорее всего, даже не в Испании.

Более того, если у Сервантеса Дон Кихот — эксцентричный престарелый дворянин, начитавшийся книг и возомнивший себя благородным рыцарем, в целом довольно безобидный, хоть и не все с этим согласятся, то у Фёдорова он вовсе не отчаянный романтик, а слетевший с катушек тиран. Герой Трибунцева не столько стремится сам попасть в реальность дешёвого рыцарского романа, точнее, не его, а второсортного боевика, где всё всё понятно, победа заслужена, проигрыш очевиден, где есть настоящая, то есть единственная, любовь и честная борьба, сколько впихнуть туда весь окружающий мир, который не то чтобы сопротивляется, а просто не может в эти рамки «впихнуться».

«Дон Кихот»

И бороться Дон Кихоту, уверовавшему в свою правоту и ради благой цели готовому переносить любые беды, муки и страдания, а также его верному разносчику пиццы Санчо Панса (Семён Штейнберг) приходится не только с ветряными мельницами, но и с итальянской мафией, драконами, древними сказаниями, канадскими туристами и даже обнаглевшими зрителями, вылезшими на сцену, так что удивляться тому, что руки-ноги летят в разные стороны, не приходится.

«Роман «Дон Кихот» прочно ассоциируется с безрассудным движением к добру, которое каждый раз жёстко наказывается существующей суровой реальностью, — рассуждает режиссёр. — Одно выходит за рамки нормы, другое, как кажется, удерживается в них. Насколько такая конструкция жизнеспособна сейчас? Что есть норма? Так ли безобидно это движение к добру и так ли сурова и страшна эта «объективная» реальность? В какой точке всё сходится? Где мы отбрасываем все выдуманные конструкты и начинаем просто сочувствовать и любить? Эти и другие вопросы не оригинальны, но снова и снова звучат и снова задевают нас».

И к сожалению, многие из них так и остаются без ответов.

Как и для многих своих спектаклей Антон Фёдоров сам придумал сценографию и костюмы «Дон Кихота», а художник-мультипликатор Надя Гольдман, художник по свету Игорь Фомин и композитор Григорий Калинин, а также видеохудожник Алан Мандельштам помогли сочинить мир, в котором насильно никого осчастливить нельзя.

Впрочем, это не такая уж и новость.

{AprilClubNews}