«Титий Безупречный»4 и 5 апреля Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского представляет мировую премьеру оперы Александра Маноцкова «Титий Безупречный» в постановке режиссера Владимира Мирзоева (дирижер: Айрат Кашаев, художник: Александр Лисянский).

В основу оперы, созданной по заказу Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского, легла пьеса Максима Курочкина? одного из самых ярких и интересных современных драматургов, написанная в 2008 году в рамках международного проекта Шекспировского Королевского театра и театра Royal Court. Тогда нескольким драматургам было предложено создать тексты с шекспировскими аллюзиями, и Курочкин обратился к самой ранней и самой кровавой (тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык) трагедии Шекспира «Тит Андроник».

«Титий Безупречный»

В его иронической антиутопии «Титий Безупречный» соавтор либретто и режиссер Владимир Мирзоев увидел «космическую оперу», т.е. синтез мифологии, мистики и пародии, и поставил её в стиле эстетического футуризма с элементами макабра, абсурда и иронической антропологии, достигнув изощренный баланс между комическим и серьезным, между реальным и иллюзорным, между бытовым и вселенским. Получилось и динамично, и зрелищно.

«Титий Безупречный»

«В неком фантастическом отдаленном будущем земляне, покорив Вселенную, зашли в экзистенциальный тупик, - рассказал о своём видении сюжета Александр Маноцков. - Весь мир охвачен беспросветным кризисом. Власти верят, что литература и искусства содержат некий скрытый смысл, послание, которое, если будет понято, спасет мир. Некий космонавт нечаянно обнаруживает неожиданные способности к независимому поведению и суждениям, и с ним решено провести эксперимент. Ему показывают оперу якобы по пьесе Шекспира, а на самом деле на сатирически переосмысленный сюжет его «Тита Андроника». В этой опере главный герой — этакий геройский генерал-колонизатор, — претерпевает трагические события, связанные с его отказом от верховной власти, свалившейся на него в результате огромной популярности его подвигов в народе. В финале мы возвращаемся «из оперы» в реальность, к фигуре космонавта — что же он понял? И что поняли мы?

Получается, что в опере два фантастических мира, театр в театре. Первый, как бы «настоящий» мир, решен практически без участия оркестра. Второй, основной мир — опера, которую показывают герою (и публике заодно) — с оркестром, сольными и ансамблевыми номерами и т.п. В финале «опера в опере» как бы уже закончилась, но оркестр и музыкальный материал остаются с героями — они изменились и уже не могут «выйти из оперы».

{AprilClubNews}