26 апреля в Московском музее современного искусства откроется большая персональная выставка Зураба Константиновича Церетели, одного из крупнейших мастеров российского искусства XX-XXI вв., народного художника СССР и РФ, Президента Российской академии художеств, приуроченную к празднованию его 90-летнего юбилея.
«Солнечный сад» - так называется экспозиция, презентация которой с участием исполнительного директора ММОМА Василия Церетели состоялась сегодня. Она развернется на двух этажах здания на Петровке, 25 – именно здесь четверть века назад был открыт Московский музей современного искусства (MMOMA), основателем и директором которого стал художник. Партнером выставки выступает премиальный автомобильный бренд из Китая HONGQI (Хончи), совместно с которым подготовлен специальный проект «Шелковый путь», ставший частью монографической выставки Зураба Церетели.
На протяжении выставочного маршрута «хронологическим пунктиром» отмечены основные этапы и яркие эпизоды уникальной, чрезвычайно плодотворной творческой биографии Церетели, охватывающей длительный и насыщенный событиями период с середины 1950-х гг. вплоть до сегодняшнего дня. Среди них обучение на факультете живописи в Тбилисской академии художеств (окончил в 1958 г.) и изучение недавним выпускником наследия родной земли в качестве художника Института истории, археологии и этнографии Грузинской ССР; судьбоносные встречи с Пикассо и Шагалом в Париже в середине 1960-х и работа главным художником МИДа в посольствах СССР в Японии, Бразилии, Португалии, Сирии и других странах; преподавательская деятельность в США в конце 1970-х и оформление Московской Олимпиады; создание важнейших, символически-значимых для современной России монументальных ансамблей и градостроительных проектов в 1990-2010-х и установка престижных скульптурных памятников по всему миру; наконец, успешное руководство Российской академией художеств на протяжении более двадцати пяти лет.
Посетителей выставки ждут произведения юбиляра в широком диапазоне материалов и техник – от живописи и графики до круглой и рельефной скульптуры, от эмалей и витражей до гобеленов и мозаик. При этом картины и графические композиции, в том числе совсем недавние, служащие для Церетели ежедневным творческим экзерсисом и складывающиеся в многолетние циклы, позволяют проследить эволюцию авторского почерка, неиссякаемую вариативность образов и впечатлений. Яркие и, можно сказать, выпуклые, они позволят почувствовать пульсацию пластического мышления художника.
В экспозиции есть редкие произведения ученического периода, созданные под влиянием педагогов, связавших молодого художника с традициями дореволюционной классической школы Петербурга, ранние живописные работы, отмеченные активными поисками собственного «голоса» в искусстве, а также работы 1960-1980-х гг., когда Церетели постепенно становится одним из главных представителей советского монументального модернизма, автором зрелищных декоративных композиций, украсивших курорты Черноморского побережья и общественные сооружения в различных городах СССР.
Несомненный интерес вызовут основные станковые серии новейшего этапа творческого пути художника, отмеченного масштабом, технической сложностью и визионерским духом, когда Церетели в полной мере проявил себя универсальным художником, свободно преодолевающим границы техник, жанров и стилевых направлений. Уверенно работая с большими концепциями, он будто бы управляет чистой стихией искусства.
Остановками на пути зрителя станут специальные разделы экспозиции: мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, раскрываются в трех особых залах, сфокусированных на сквозных для художника персонажах-героях (Прометей, Св. Георгий и Петр I). Другими специальными пространствами станут графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера, а также фотографическая галерея его избранных общественных монументов с конца 1960-х до сегодняшнего дня – как в России, так и за рубежом.
Экспозицию дополняют архивные фотографии и редкие документальные фильмы. Все работы, показанные на выставке, происходят из собрания автора в Москве и Тбилиси. Зритель также увидит витраж, установленный художником в музее к его открытию в 1999 г.
Ключом к прочтению экспозиции является образ солнечного сада. Этот поэтический и визуальный архетип является центральным для Церетели. Солярные и космогонические символы, мотивы цветения, изобилия флоры и фауны, знаки небесных светил мигрируют из картины в картину, находя воплощение, например, в бесчисленных цветочных натюрмортах с излюбленными подсолнухами. Они также проявляются во всем разнообразии медиа, не только в станковых работах, но в больших общественных ансамблях. На метафорическом уровне фигуру художника Церетели понимает как своего рода садовника, способного культивировать и преображать социальную реальность во всей ее сложности. «Солнечный сад» Зураба Церетели призван открыть зрителю мощное мифопоэтическое пространство его произведений – пространство красоты и витальности, где природное и человеческое, архаическое и современное, созерцательное и деятельное пребывают в гармоническом, созидательном единстве.
Масштабную монографическую выставку сопровождает специальный проект MMOMA x HONGQI «Шелковый путь» в залах первого этажа музея на Петровке. Название экспозиции отсылает к маршруту, исторически связывавшему Восточную Азию со Средиземноморьем, и является своеобразной аллюзией на главные ценности автомобильного бренда HONGQI, нацеленного на выстраивание связей традиционной восточной культуры с сегодняшним миром и технологическим прогрессом. Центром проекта стала одноименная скульптура Зураба Церетели, объединяющего классическое понимание искусства с индивидуальным видением и трансформирующего свой стиль в течение десятилетий и постоянно расширяющего географию своей художественной деятельности. Созданное художником в 2017-м году произведение впервые было представлено в 2023-м на персональной выставке в Национальном художественном музее Китая, Пекин (NAMOC), а после ее окончания осталась в музейной коллекции. Вместе с моделью скульптуры Зураба Церетели в MMOMA будут показаны новые работы молодых современных художников Анастасии Артемовой и Миши Most, созданные специально для проекта, вдохновленные историей и философией бренда HONGQI и предлагающие собственный взгляд на связь прошлого, настоящего и будущего, на прогресс, а также на традиции и ценности вне времени.