4 сентября в «Школе драматического искусства» прозвучал «первый звонок», а, точнее, состоялся сбор труппы, на котором выступили художественные руководители лабораторий театра – Дмитрий Крымов, Константин Мишин, Игорь Яцко, - и его директор театра Ольга Соколова.
Первое «школьное» собрание в новом, 29-м, сезоне, который откроется 7 сентября показом одной из самых прославленных постановок Дмитрия Крымова «Opus №7», оказалось более, чем информативным.
«В силу того, что мы школа, лаборатория, что у нас есть установка на уникальный поиск, на своё видение художественных ценностей, - заметила Ольга Соколова, - и для их реализации сегодня есть все возможности, так что мы можем позволить себе чуть больше по объёмам, по планам, чем основные театры Москвы. У нас на календарный год намечается шесть премьер Более того, наши творческие инициативы позволяют нам эти цифры «перешагивать» в сторону увеличения. Но перед тем, как озвучить наши планы, хочется привести несколько цифр по прошлому сезону. Мы выпустили пять премьер, провели 10 выставок. Зрителей стало заметно больше - 29 тысяч против 20 тысяч в предыдущем сезоне, выручки за билеты тоже - 17,5 миллиона против 11 миллионов, средняя посещаемость по всем площадкам выросла до 85% против 70%. А ещё было 17 выездов на фестивали».
В новом сезоне в афише театра появится новое название – спектакль малой формы «Граф Нулин» по одноименной поэме А.С. Пушкина. Автором идеи создания театральной зарисовки, полной юмора, легкости и сценического куража выступил актер театра Игорь Лесов. Впервые спектакль был показан на Фестивале «Три ступени лаборатории» и сразу заслужил симпатию зрителей. 5 сентября в 14.00, в рамках празднования Дня города, спектакль «Граф Нулин» будет показан на Страстном бульваре.
8, 9 и 10 октября Лаборатория Дмитрия Крымова покажет премьеру спектакля «Русский блюз. Поход за грибами». Жанр спектакля – театральная метаморфоза, фантазия из 12 сцен, объединенных общим сюжетом похода за грибами.
«В русском менталитете поход за грибами ассоциируется с чем-то хорошим, объединяющим семью, друзей и даже недругов, - считает Дмитрий Крымов. - Это и страсть, и успокоение одновременно – что-то сродни общей молитве или валерьянке высшего порядка. Поход за грибами имеет почти мистическое, не бытовое значение, своего рода поход за Синей птицей. Кто читал «Синюю птицу» Метерлинка или смотрел спектакль во МХАТе, помнит, чем дело кончилось...
Этот спектакль мы уже 10 дней репетируем с утра до ночи, он не очень получался, может, не очень и получается. В своё оправдание могу сказать, что я стараюсь, актёры и технички вызывают у меня восхищение, но в России сложные спектакли делать просто не надо. Не надо искать грибы на асфальте, не надо чёрное перекрашивать белым, потому что это муторно. Это очень трудно и почти безнадёжно. У нас есть какие-то преимущества - душа широкая, смелость, таланты... Надо как-то по-другому, я вот так себе говорю. Дай Бог, этот спектакль мы выдержим, но он очень сложный, хотя по виду он такой бросовый, как будто взяли контейнер для мусора, там же и сыграли. Но внутри он до такой степени сложный, просто невозможно. Я не знаю, как происходит это в других странах, вернее, не очень знаю. Но здесь это просто неприспособленное место. Я не знаю, как у нас космические корабли летают... Это мучительный спектакль, хотя мы его делали с кайфом, с большой дружбой и настроением - такой детский дурдом, оптимистически-пессимистический».
Художником спектакля выступает Мария Трегубова, неоднократный лауреат премии «Золотая маска».
Также Лаборатория Дмитрия Крымова в конце ноября планирует выпустить серию из 4-х спектаклей для детей «Своими словами», когда произведения «взрослой литературы» перескажут четыре персонажа из разных стран – чех, финн, француженка и русская. В декабре выйдет первый спектакль – про роман Пушкина «Евгений Онегин». Авторы спектакля попытаются ключом «детского театра» открыть дверь в таинственный взрослый мир, рассказать о нем не только через «энциклопедию русской жизни», но и через интерес к личности самого поэта, «такого веселого человека, который на самом деле был очень серьезный и грустный и которого потом убили».
«С детьми надо налаживать отношения, - продолжил рассказ о своих постановках Крымов, - с 10-летними... С ними всегда как-то сю-сю-сю, или «пошёл вон», или «пойди сюда»... Я подумал, а что, если рассказать им про очень серьёзные книжки, которые им ещё не дают читать, или им неинтересно читать. Пафос такой - ребята, какая интересная жизнь вам предстоит, вы даже не представляете, там есть, это, это, много вы ещё не поймёте, многого мы сами не понимаем, потом у родителей спросите... После «Евгения Онегина» я хотел бы сделать «Остров Сахалин» Чехова, это героическая, но с трудом читаемая книжка может стать поводом для разговора о том, что это за страна, что это за дальний угол у неё есть, до которого не доедешь».
Серию продолжат спектакли по «Мертвым душам» Н. Гоголя и «Капиталу» К. Маркса.
«Ещё один спектакль, который мы в прошлом году начали репетировать, - признался Дмитрий Анатольевич, - это Хеменгуэй. У него есть роман «За рекой в тени деревьев». Очень грустная история, но мне кажется, я придумал, как это можно сделать. Вот там будут играть приглашенные актёры - Филиппенко и Саша Боровских».
Лаборатория Константина Мишина в декабре выпустит в зале «Глобус» инсценировку знаменитого романа «Театр» Сомерсета Моэма «В поисках Джулии». Зрителя вновь ожидает фирменный синтез слова и современной пластики в духе работ Лаборатории.
«С одной стороны, кажется, что это лёгкий роман, беллетристика, - заметил Константин Мишин, - любовная интрижка и т.д. Но на самом деле, между строк, как всегда в хорошей литературе, есть очень интересные размышления о том, что такое театр, может ли в человеке ужиться актриса и мать, насколько они конфликтуют между собой, может ли актриса жить реальными чувствами... По сути этот спектакль - это глубокое и большое признание в любви к театру, волшебному и ужасающему, противоречивому...»
Следующая работа, которой занимается Лаборатория Константина Мишина, - это «Слуга двух господ».
В марте Лаборатория Игоря Яцко на сцене «Тау-зала» выпустит премьеру «Игроки» по произведению Гоголя. Главные роли в спектакле исполнят женщины. Спектакль о феномене игры, возрождающей и губящей, дающей и отнимающей надежду у человека.
«Мне кажется, что актриса наиболее способна к сценической трансформации и наилучшим образом может выразить естество игроков, - считает Игорь Яцко. - В гоголевской притче показаны механизм, динамика, нравственная составляющая риска, а также образ души, вступающей в союз с некими силами, которые могут не только возвысить, но и низвергнуть её».
В мае выйдет следующая премьера Лаборатории Игоря Яцко - инсценировка поэмы Гоголя «Мертвые души» для главной сцены театра - зала «Манеж».
В новом сезоне ожидается III ежегодный Фестиваль «Три ступени лаборатории», программу которого составят разнообразные театральные работы, концерты и перформансы, мастер-классы, лекции, выставки и т.д. За два года существования этот Фестиваль стал возможностью проявить всю палитру лабораторного движения в театре.
В будущем сезоне театр ждет интенсивный гастрольный график. До конца 2015 года в самых разных городах России и за ее пределами свои спектакли покажут ведущие режиссеры театра «Школа драматического искусства». В сентябре на Волковском фестивале в Ярославле театр представит свою последнюю премьеру «Горе от ума. Московские сны в 2-х действиях» в постановке Александра Огарева, а в Иркутске, на фестивале современной драматургии им. Вампилова, Лаборатория Константина Мишина покажет спектакль «Мцыри».
В октябре спектакль «Мцыри» станет участником Благотворительной программы, посвященной годовщине трагедии в Беслане, его увидят зрители Владикавказа и Беслана.
Моноспектакль «Аглая» (режиссер Владимир Берзин) примет участие в фестивале-конкурсе «Камерато», который пройдет в Челябинске. И уже в конце октября Лаборатория Дмитрия Крымова поедет на гастроли в Ригу и Таллинн, где в рамках фестиваля «Золотая маска» будут показаны спектакли «О-й. Поздняя любовь» и «Сэр Вантес. Донкий Хот».
{AprilClubNews}