15, 16, 17 декабря на основной сцене Театра Наций прошли премьерные показы спектакля Петра Шерешевского по исторической трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов. Сны». Главные роли исполнили заслуженный артист России Игорь Гордин (Борис Годунов), заслуженный артист России Сергей Беляев (Василий Иванович Шуйский), Юлия Хлынина (Марианна Юрьевна Мнишек) и Данил Стеклов (Гришка Отрепьев).
Пожалуй, это самая необычная историческая постановка, которую я видела. Действие пьесы перенесено в интерьеры советского школьного спортзала, который стал своеобразным чистилищем. Именно там Борис Годунов оказывается после смерти и пытается взглянуть на свою жизнь — от восхождения на престол до самой гибели — со стороны и понять, с чистой ли совестью уходит он в мир иной.
Затухающее сознание «рабоцаря», как называли Годунова его хулители, адаптирует события и их участников к реалиям жизни обычной школы. Фёдор Басманов (Александр Кудренко) превращается в военрука, заставляющего собирать и разбирать автоматы старшеклассников Ксению (Кристина Бочкарева) и Фёдора (Иван Середкин) Годуновых. Училка физры Мнишек гоняет первоклашек (воспитанники студии творческого развития «Поколение Оперение») по залу. Шуйский и Афанасий Пушкин (Виталий Коваленко), как истинные партийные функционеры, под водочку рассуждают о политике и карьерных перспективах...
«Образ спортзала, как места унижения и индивидуального ада, пришёл мне во сне, — признался Пётр Шерешевский. — Мы попадаем в этом спортзале в некое безвременье — то ли это наши детские годы, то ли сегодняшний день. Согласно логике сна, в спектакле нет линейной истории, в нём одно наслаивается на другое, и это позволяет более широко взглянуть на вопрос совести и посмертного воздаяния... С другой стороны, это история о том, как на смену одной власти приходит другая, но нравственности нет ни у первой, ни у второй. Могут меняться лидеры, идеология, но суть остаётся прежней».
Чего стоит верность, купленная несколькими парами кроссовок? Чего стоит любовь, если она обращена не на человека, а на его статус? Чего стоит невиновность, в которую никто не верит? Чего стоит укрепление государственности и престижа Москвы в сравнении с Великим голодом и Смутным временем?
Кто при упоминании имени Бориса Годунова вспоминает его дипломатические успехи или невиданное строительство городов и крепостей? Разве что историки. Но убиенного младенца Димитрия и отправленных в опалу Романовых припомнят многие. Пируя на празднике вознесённой прихлебателями до небес жизни, никогда не знаешь, кто незаметно снимет часы с твоей одночасье ослабевшей руки.
В спектакле используются фрагменты из первой редакции пьесы, изначально озаглавленной автором «Комедия о Царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», материалы из дневников А. С. Пушкина, а также его стихотворение «К Чаадаеву». Более того, наряду с классическими текстами в спектакле Шерешевского остались возникшие во время репетиций импровизированные реплики артистов, которые то ли ярче проявляют конфликт высокого и низкого, то ли буквально переносят преданья старины в день сегодняшний.
Годы, десятилетия и века сменяют друг друга, а мы всё поём: «Товарищ, верь, взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна...»
{AprilClubNews}