Кейси, (Aня Тейлор), Марша (Джессика Сула) и Клэр (Хейли Лу Ричардсон) на многолюдной парковке сидят в машине и ждут, когда отец Клэр развезёт их после вечеринки в кафе по домам. Однако за руль автомобиля садится вовсе не он, а какой-то невозмутимый незнакомец, который усыпляет и похищает девушек... Так начинается фильм M. Найта Шьямалана «СПЛИТ», в главном герое которого Кевине (Джеймс МакЭвой) живет 23 (а, может быть, и больше) независимые личности, каждая из которых отличается уникальным характером и уникальными способностями.

В разные моменты жизни Кевина доминируют разные личности, каждая из которых стремится выйти на «свет» и имеет свою «специализацию». Операцию по похищению девушек, удерживаемых теперь в хорошо укреплённом подвале, чтобы через несколько дней они стали «священной пищей» для Зверя, задумала домохозяйка Патриция, а исполнил педантичный Денис. Выйти на «свет» им помог малыш Хедвиг, сумевший «усыпить» дизайнера Барри, до недавнего времени посещавшего доктора Флетчер (Бетти Бакли) и, казалось бы, достигший определённой стабильности состояния.

«Я беру какой-то общеизвестный факт или теорию и начинаю ее развивать в вымышленном мире, – объясняет идею своей новой картины режиссёр. – Мне интересно, что если люди, страдающие диссоциативным расстройством личности, искренне верят в то, что они именно те, кем на самом деле являются? Если человек верит в то, что он диабетик или сердечник, будет ли это влиять на физическое состояние его тела? А если человек верит в то, что обладает сверхъестественными силами? Как это будет выглядеть?»

Как известно, диссоциативное расстройство личности или идентичности — очень редкое (вследствие чего его существование долгое время ставилось под сомнение) психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей или эго-состояний. Они могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. После «переключения» активная в данный момент личность не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая личность.

Да что говорить, даже в обычной жизни, сталкиваясь с разными людьми, мы никогда до конца не знаем их подноготную. Один и тот же человек, при этом вполне психически здоровый, в различных ситуациях будет вести себя абсолютно по-разному. Это как в сказке про Красную шапочку - никогда не знаешь, не окажется ли добрая бабушка на самом деле страшным волком. Приятель может напрочь забыть о взятых в долг деньгах, любящий муж может оказаться ревнивым садистом, заботливая супруга ловким манипулятором, а весёлый дядюшка хитроумным насильником.

Так что фильм заставляет не только восхититься мастерством перевоплощения Джеймса МакЭвоя, но и задуматься о неоднозначности человеческой природы.

{AprilClubNews}