Александр ШирвиндтВ День смеха, 1 апреля, когда все кого-то разыгрывают, в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости прошла презентация новой книги Александра Ширвиндта «Проходные дворы биографии», выпущенной 10 тысячами экземпляров издательством «Колибри». Понятно, что сопутствующая ей пресс-конференция, в которой помимо автора приняли участие его жена Наталья Ширвиндт и друзья-коллеги Михаил Державин, Аркадий Арканов и Роксана Бабаян, прошла в атмосфере самоиронии и дружеского подшучивания.

Как следует из аннотации, третье, после книг «Былое без дум» и «Schirwindt, стертый с лица земли», литературное произведение народного артиста и художественного руководителя Театра Сатиры  -  «это не литература и не скрупулёзная биографическая справка, а чехарда воспоминаний», «маршрут простой: от самого начала - от родильного дома - до, слава Богу, пока не самого конца»...

«Проходные дворы биографии» - действительно ностальгические, не столько сентиментальные, сколько ироничные зарисовки о том, как школьником автор вместо alma mater бегал в «Кинотеатр повторного фильма», где повторял вовсе не правила орфографии, как на пробах фильма «Хрусталев, машину!» Алексей Герман побрил его наголо, и как он сам занимается «вампиризмом чистой воды» в Щукинском училище... Мозаика лиц и событий. Получилась очень живая книга, в которое каждое слово дышит, и, кажется, время, благодаря этому, становится практически осязаемым, так что прощупывается даже его пульс:

«Захотелось ностальгически пройтись «проходными дворами биографии». Если по возврату наткнёмся на склеротический шлагбаум, обойдём другими дворами. Зачем это надо? Во-первых, чтобы нынешние не повторяли наших ошибок и, во-вторых, чтобы срочно захотели их повторить… Как писал Пушкин: «И пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет...» Недавно мне пришло в голову, что перепишет – это не освежит, а даст другую версию. Очень страшно, когда твою жизнь будут переписывать. Умрёшь, и перетряхнут все твои койки, письма. Так потихонечку индивидуальность превращается в версии исследователей».

Александр Ширвиндт

А еще «Проходные дворы биографии» = это письма.

«Все меня долго уговаривали, - признался Александр Ширвиндт. - Я решил, что переписку, мемуаристику надо после смерти делать. А потом подумал - зачем после смерти, интересно один раз и до».

Собьственно с писем все и началось.

Аркадий АркановМихаил Державин

«Я как-то нашла на антресолях наши письма старые, - рассказала жена народного артиста, как положено талантливому писателю, Наталья Николаевна. - и показала их Александру Анатольевичу - что с ними делать? Выбрасывать жалко, отдавать в Бахрушинский музей, куда я отдаю весь архив, мне тоже стало жалко... Александр Анатольевич открыл одно письмо, прочел одну строчку и сказал: «Да ну, это никому не нужно, это не интересно». И это все легло еще года на два. Никогда  наши друзья стали спрашивать, почему он ничего не пишет, я им показала эти письма. Они прочитали, прибежали и сказал - надо публиковать.

Тут уже я проявила инициативу, но одни письма было странно публиковать, поэтому понемножку они стали обрастать «мясом». Я помню все, а Александр Анатольевич - ничего не помнит. Я рассказывала ему истории из нашей юности, и он облекал их в литературную форму».

Александр Ширвиндт, Наталья Ширвиндт

Переписка семейства Ширвиндтов заканчивается серединой 1964 года, однако продолжения ждать не стоит - как заметил Александр Анатольевич, дальше уже пошли sms-ки.

«Прочитав эту книгу, я еще раз убедился, что для меня Шура – это совершенно многогранная личность с большой буквы, - заметил аркадий Арканов, - которая может быть мерилом человеческой личности».

А еще «Проходные дворы биографии» это истории о капустниках и шефских концертах, а также воспоминания о людях, об очень и не очень известных, о недругах и, конечно, друзьях.

Леонид Шкурович

«Я когда получил книгу, мне было очень приятно, - сказал Михаил Державин. - Я лихорадочно листал, читал ее всю ночь перед этой встречей и выписал, на каких страницах той книги я упоминаюсь».

Таких оказалось целых 15 штук.

«Это серьезно, правда о моих розыгрышах он там не пишет, может, я напишу свою книгу...»

«А я выпишу, где я там присутствую,» - парировал Ширвиндт.

Однако когда я спросила Александра Анатольевича, в чьих мемуарах он хотел бы прочитать о себе, он показал на Державина и Арканова.

На фото: Александр Ширвиндт, Леонид Шкурович, Михаил Державин, Аркадий Арканов, Роксана Бабаян, Михаил Ширвиндт, Наталья Ширвиндт, Александра Ширвиндт

{AprilClubNews}