20 и 21 апреля в Московском академическом театре сатиры в интимном пространстве «Чердака Сатиры» состоялась премьера спектакля «Сны мальчика. Сказки Щедрина» режиссера Евгения Закирова в жанре фантастического реализма, определенного режиссером как #НЕСКАЗКА.
Сказки Салтыкова-Щедрина – это маленькие литературные шедевры, в форме аллегории рассказывающие о главных нравственных проблемах человека.
«Эти сказки предназначены не для маленьких детей, они предназначены для взрослых: каждый из нас был ребенком, в каждом из нас этот ребенок живет, - считает режиссер Евгений Закиров. - Мы создавали спектакль смешным и трогательным, чтобы зритель почувствовал щемящее чувство, ощущение детства. Это спектакль и есть воспоминание о детстве».
Для постановки режиссер написал инсценировку, в основу которой легла «Рождественская сказка», ставшая обрамлением для сказок «Премудрый пискарь», «Верный Трезор», «Коняга» и «Дикий помещик», интерпретированных то ли как сны, то ли как игра воображения, фантазии. Главный герой постановки - Мальчик - на школьном уроке Богословия услышал проповедь о хорошем и плохом и попытался эти принципы перенести в реальную жизнь. Но оказалось, это невозможно. И потому, что даже родные и близкие придерживаются других, взрослых, и потому совершенно непонятных ребенку, правил. И потому теория и практика - это совершенно разные вещи.
Главный герой ищет правду, но его правда отличается от той, в которой живет его окружение. Впечатления мальчика от встречи со взрослой реальностью меняют мировоззрение героя. Так происходит неизбежное взросление, так рождается взрослый человек. Вот почему на сцене зритель увидит двух главный героев: автора, Салтыкова-Щедрина, и ростовую куклу, символизирующую мальчика.
«Сказки, которые мы привыкли считать злободневными, острыми, сатирическими, режиссер и актеры прочли нетрадиционным образом: постановка разрушает все наши школьные стереотипы о Салтыкове-Щедрине, - говорит художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров. - Спектакль дает ощущение нежности – в приемах режиссера, в актерских работах, в музыкальном оформлении, в сценографии. В нем - звучание тепла и любви».
Фантастический реализм сквозит в пластике персонажей и в их фантастическом обличии – то ли люди, то ли животные с человеческими лицами, действие идёт вроде бы с щуточками-прибауточками, с нарочитой театральностью - в декорациях, сценическом свете, клоунаде, гротеске, масках, за которыми прячутся и перевоплощаются артисты, - но это тем не менее реализм и серьёзный разговор со зрителем о незыблемых человеческих ценностях, о совести, добре и справедливости.Чего стоит дикий помещик с интонациями и повадками Никиты Михалкова. Так, разделяя мир реальный от мира придуманного, артисты обнажают душу каждого персонажа, и, оказывается, что Салтыков-Щедрин весьма актуальный автор, которые многое знал про нас, сегодяншних.
Постановочная труппа:
Режиссер-постановщик: Евгений Закиров
Инсценировка: Евгений Закиров
Художник-постановщик и художник по костюмам: Ирина Уколова
Композитор: Эдуард Глейзер
Работа с масками: Александр Коручеков
Работа с куклой: Иван Чабанов
Действующие лица и исполнители:
Писатель / Мальчик Миша — Роман Керн
Мама Миши / Премудрый пискарь / Купчиха Воротилова, Пустопляс / Крестьянин Ванька / Капитан-исправник— Мария Протасова
Служанка Граня / Щучка / Верный пес Трезор / Крестьянин Сенька, Актриса Ева — Елена Ташаева
Няня Степанида / Брат Пискарь / Пес Арапка / Коняга / Крестьянка Устинья / Министр — Карина Муса
Учитель Павел Филиппович / Рак / Пес Тимошка / Дворник Никита / Дикий помещик — Максим Демченко / Иван Федотов
Ангел / Медведь — Лев Казанский
{AprilClubNews}