7 ноября и 26 декабря 2021 года в Российском академическом Молодежном театре пройдут показы «симфонического цирка» Егора Перегудова и Петра Айду под названием «Петя, волк и Володя-музыкант», экспериментального спектакля, в основу которого легли либретто музыкальных сказок «Петя и Волк» Сергея Прокофьева и «Володя-музыкант» Леонида Половинкина.
Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.
В 1936 году специально для Центрального детского театра (ЦДТ) дочь Ильи Саца, автора музыки к легендарной «Синей птице» в МХТ, Наталия Сац заказала композиторам Сергею Прокофьеву и Леониду Половинкину произведения в новом жанре симфонической сказки. Идея сделать академическую музыку доступной и понятной широким народным массам, научить детей воспринимать её на слух, что называется, витала в воздухе и полностью соответствовала революционным веяниям времени.
Так были созданы «Петя и волк» Прокофьева и «Володя-музыкант» Половинкина, произведения, в которых авторам удалось соединить оркестровую музыку со свежестью, искренностью и даже наивностью «детского» жанра. Правда, если симфоническая сказка «Петя и волк» стала мировым хитом, партитура «Володи-музыканта» даже не была издана и никогда не исполнялась вне сцены ЦДТ. Так что проект РАМТа, посвященный 85-летию «Пети и волка», который хочется назвать ещё и образовательным, заодно возвращает из небытия и имя «тихого гения музыки», как называла Леонида Половинкина Наталия Сац.
Благородную задачу заново открыть для современного слушателя и зрителя наследие советского авангарда, буквально на пальцах показать, как чувствовать и «считывать» симфоническую музыку, актёрам Российского академического молодежного театра помогают музыканты оркестра Персимфанс (Первый симфонический ансамбль без дирижёра), развивающего музыкальные идеи 20-х годов ХХ века, решительно нарушая академические правила.
В масках разнообразных Животных из стада пионера Володи они «пасутся» на поляне со скрипками и гобоями в руках. Птичка-флейта летает под колосниками, Утка принимает ванную в прямом смысле этого слова, а «трёхвалторновый» Волк ездит на мотоцикле с коляской, который тоже, в конце концов, оказывается в воздухе. Текст от автора, как и 85 лет назад, читает прекрасная Наталия Сац.
Похоже, кто-то в РАМТе завел машину времени... Фантастика, да и только.
«Эксперимент в этой работе – соединение довольно консервативного мира классической музыки с театральной стихией, игрой и хулиганством, без которых сложно представить современный театр для детей, - считает режиссер Егор Перегудов. - Поиск острой, гротесковой формы для советских морализаторских детских историй – это необходимое условие диалога театра с сегодняшним зрителем. И только в юбилей возможно увидеть, как музыканты «Персимфанса» становятся драматическими артистами, а артисты РАМТа музицируют и занимаются ритмодекламацией».
«Работая над сказками Половинкина и Прокофьева, мы сразу обнаружили их общую основу: взаимное притяжение между абстрактной симфонической формой и поиском простоты, радости и трогательного содержания, - признаётся комиссар «Персимфанса» Петр Айду. - Наивное высказывание в академическом искусстве вызывает трепет исследователя, увидевшего наскальные рисунки в пещере – сквозь примитивную форму просвечивает искренний поиск красоты мира».
Что касается зрителя, то независимо от его возраста, как показали прошедшие в мае премьерные показы, все происходящее на сцене вызывает его полный восторг.
И у вас есть шанс его ощутить.
{AprilClubNews}