Фильм Ридли Скотта «Марсианин» это робинзонада астронавта Марка Уотни (Мэтт Дэймон), стечением обстоятельств оказавшегося на Марсе в полном одиночестве, практически без всякой надежды на спасение.
«Это настоящая история выживания, – считает Ридли Скотт. – Марк Уотни оказался в условиях невероятного давления и изоляции, и этот фильм о том, как он себя ведет в этой ситуации. Судьба Марка зависит от того, победит ли паника и отчаяние, смирится ли он с неизбежностью смерти или будет полагаться на свою подготовку, изобретательность и чувство юмора, чтобы сохранять спокойствие и решать необходимые проблемы».
«Вопрос - есть ли жизнь на Марсе? - перед собой поставило само человечество, - считает лётчик-космонавт Александр Лазуткин. - С тех пор, как люди увидели Марс в телескоп, стали думать, что там живет кто-то, с кем можно познакомиться... Эта цель нами и движет. а всё остальное - это уже выбор пути, каким мы идём. Сейчас мы начинаем придумывать, зачем нам это нужно.
На самом деле, летать в космос интересно и надо. Надо почему, потому что это место, где мы «берём» много знаний. Тех, которые мы не можем здесь, на Земле, достать, место, где мы можем получить материалы, которые не можем здесь, на Земле, получить. Это большая-большая лаборатория для большой науки. А дальше уже можно думать, как то, что мы там узнали, применить на Земле».
В основу картины лёг бестселлер бывшего программиста, а ныне писателя Энди Вейера. Его роман, написанный на основе серьезных исследований и наполненный научными и математическими выкладками выживания в космосе, публикуемый частями онлайн, стал невероятно популярен.
«Я очень ждал выхода «Марсианина», - признался на пресс-конференции фильма космонавт-испытатель РКК «Энергия» Марк Серов, - потому что уже дважды прочитал книгу Энди Вейера и на русском, и на английском. И эмоции и от просмотра фильма, и от прочтения книги схожи. Ридли Скотту, это ещё один мой любимый автор, режиссёр, удалось передать атмосферу книги. И Мэтт Дэймон, к моей большой радости, по характеру соответствует главному герою книги. Я всё время апеллирую к книге, потому что фильм в данном случае - это очень точное её отражение, и сюжетная линия здесь важнее, чем визуальный ряд. Хотя и визуальный ряд в фильме просто великолепен. Это, наверно, первый фильм, в котором так много и так подробно показывают Марс.
Около 20 лет назад вышел другой великолепный фильм на эту тему - «Миссия на Марс», тоже американский. Я был одним из первых зрителей этого фильма, поскольку в тот период я входил в группу разработчиков марсианской экспедиции. Всё было серьёзно, при участии РКК «Энергия» и Центра Келдыша... Мне было интересно, что же по этому поводу снял Голливуд. Первое ощущение было, что это громко и бестолково. Но последующие 20 лет я эту «Миссию на Марс» не раз пересматривал.
Почему я о нём вспомнил? Потому что и в том фильме, и в этом передаётся эмоциональная среда. Если до этого астронавтов и космонавтов показывали как оловянных солдатиков - «да, есть, так точно, самочувствие отличное, приветствую партию и Родину», - то здесь было много ситуаций, когда хотелось и улыбнуться, и посмеяться. Поэтому мне фильм очень понравился, буду смотреть и пересматривать его, но техническую сторону я комментировать не готов, потому что кино это всё-таки эмоции, передача настроений».
Итак, вследствие сильнейшей бури экипаж третьей экспедиции на Марс, известной как операция «Арес III», вынужден спешно покинуть планету, бросив погибшего, по данным датчиков, астронавта Марка Уотни. Но Марк выжил и оказался на чужой планете в полном одиночестве. Обладая скудными запасами, он должен мобилизовать всю изобретательность, ум и силу духа, чтобы выжить и найти способ сообщить на Землю, что он жив. За миллионы миль от него специалисты НАСА и международная команда ученых, к сожалению, без участия России, неутомимо работают над тем, чтобы спасти «марсианина», и одновременно его друзья по экипажу задумывают смелую – практически невыполнимую – спасательную операцию.
Для создания ощущения максимальной реалистичности происходящего на экране и погружения зрителя в историю главного героя в качестве дополнительного оборудования Ридли Скотт использовал камеры GoPro, благодаря своим размерам умещавшиеся на разных частях космических скафандров астронавтов. Качество картинки и особенности ракурсов GoPro заставило режиссёра при финальном монтаже фильма использовать снятые на GoPro кадры гораздо в большем объёме, чем изначально планировалось.
«Мы использовали GoPro в нескольких самых больших сценах «Марсианина» и они позволили нам запечатлеть не только необходимое напряжение и неизведанность моментов, но так же переживания и ощущения героя, - отметил Ридли Скотт. - Новые технологии, особенно такие как GoPro, дают возможность создателям фильмов рассказывать истории по-новому и двигаться к очень впечатляющим перспективам взаимодействия со зрителями. Я не ожидал, что использование камер может повлиять на съемку фильма. В итоге они стали основными спутниками главного героя фильма и смогли передать особую атмосферу происходящего. Мы крепили их на астронавтов, а персонаж Мэтта Деймона по-настоящему вел свои записи видео журналов на GoPro».
Собственно, по мнению старшего научного сотрудника лаборатории солнечного ветра Института космических исследований РАН Романа Журавлёва, главной целью создателей фильма было показать человеческие взаимоотношения и эмоции, а также заинтересовать людей космической тематикой. И это им прекрасно удалось.
{AprilClubNews}