18 и 19 ноября в Камерном музыкальном театре Б.А. Покровского прошла российская премьера оперы-фрески «Фрида и Диего» современного финского композитора Калеви Ахо.
Калеви Ахо, в чьем музыкальном языке угадывается влияние таких величайших композиторов ХХ века, как Сергей Прокофьев, Бенджамин Бриттен, Дмитрий Шостакович, является автором более ста опусов в различных музыкальных жанрах. Партитура созданной в 2014 году по либретто проживающей в Финляндии перуанской поэтессы и драматурга Марицы Нуньес четырехактной оперы «Фрида и Диего» была подарена композитором музыкальному руководителю МКМТ Г. Н. Рождественскому, который должен был выступить в качестве дирижера-постановщика.
Однако, как рассказал на состоявшейся накануне премьеры пресс-конференции дирижёр Дмитрий Крюков, Геннадий Николаевич не сёл для себя возможным появиться в театре после смены его руководства, о которой он не был даже информирован.
Хотя именно Рождественский уговорил эстонского режиссера-постановщика Арне Микка взяться за постановку.
Когда Арне Микка исполнилось 80 лет, он поставил в национальной опере «Эстония» камерную оперу Пауля Хиндемита «Долгий рождественский ужин» и решил «завязать», заниматься только своим фестивалем в Сааремаа. Однако летом, как раз во время фестиваля, ему позвонил Геннадий Николаевич Рождественский и сказал, что хочет у себя поставить оперу финского композитора Калеви Ахо «Фрида и Диего». И следом Арне прислали ноты и запись…
«Я смотрю – ритмически довольно сложное произведение, я этих персонажей не знаю, зачем мне мучиться и отказываюсь, - рассказал режиссёр. - Через неделю снова звонит Геннадий Николаевич и говорит: вы помните, что Борис Александрович Покровский пригласил вас в этот театр в 1979 году поставить оперу Бриттена «Давайте создадим оперу» — «Маленький трубочист», потом «Пимпиноне» Телемана, вы были у него на стажировке в Большом, он ставил в Таллинне «Хованщину»... как вы можете отказать памяти Бориса Александровича? Ну и я приехал сюда, познакомился с художником-постановщиком Виктором Герасименко, что-то нашли, какую-то идею, потом была смена дирекции в театре, мы не знали, продолжать работу или нет. Но с 1 ноября уже пошли репетиции, и я счастлив этой работой».
События оперы разворачиваются в Мексике в доме мексиканских художников Фриды Кало, чья судьба, полная человеческих страстей и удивительных, порой мистических совпадений, вызывает интерес и по сей день, и Диего Ривера, на фоне политических потрясений 1939 – 1940 годов.
Как известно, мексиканская богема оказалась восприимчивой к коммунистическим идеям, что позволило композитору и постановщику «пропустить» через сюжет оперы разговоры о политике, коммунистические идеи, споры о свободе, тем более, что её героями стали не только Фрида Кало и Диего Ривера, но и другие революционные умы того времени - художник Давид Сикейрос, основоположник сюрреализма Андре Бретон, фотограф Тина Модотти, Лев Троцкий и его жена Наталья Седова.
«Работая над оперой, я изучал биографию героев, понял характер и природу каждого из тех, кто присутствовал в жизни Фриды Кало, - отметил Калеви Ахо. - И использовал для создания образов лейттембры. Так, тема Кало в оркестре звучит у саксофона, тема Диего Риверы — у тубы, Сикейроса — у тромбона, Модотти — у гобоя. А голоса для исполнения партий главных героев были даны актерам в соответствии с имеющимися радиозаписями».
Впрочем, главной темы постановки для её создателей стали вовсе не политические разногласия, а любовный треугольник - Фрида Кало, ее супруг Диего Ривера и Лев Троцкий.
«Я специально настояла на том, чтобы это произведение называлось «опера-фреска», - призналась Марица Нуньес, - потому что в ней сделан акцент на образы героев, их характеры, политические взгляды».
«Певцам поначалу было очень трудно, - рассказал Дмитрий Крюков, - трудно войти в этот музыкальный язык, трудно понять, с чем мы имеем дело, с какой тематикой, с каким настроением, с каким состоянием. И постепенно, день за днём, неделя за неделей, по кирпичику мы выстраивали это здание, это полотно, и дошли до такого уровня, что всем стало это очень нравиться, все стали в это вживаться. Путь был проделан нелёгкий и длинный. Что касается тематики, можно говорить о любви, можно говорить о революции, но вчера композитор очень точно мне сказал про финал оперы. Это идея растворения во Вселенной, идея бесконечности. Несмотря на какие-то перипетии, войны, это ведь начало Второй мировой войны, где-то происходит любовь. То есть неумолимо мы движемся вперёд, всё продолжается, всё идёт дальше, мне кажется, это основная идея оперы».
{AprilClubNews}