«Алые паруса» РАМТаВ основу сюжета спектакля «Алые паруса» РАМТа легла одноименная повесть-феерия Александра Грина. Как это ни удивительно, но новая постановка гораздо ближе к первоисточнику, чем это может кому-то показаться.

«Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу...

Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой, он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее, у детской кроватки - нового предмета в маленьком доме Лонгрена - стояла взволнованная соседка...

Женщина рассказала печальную историю... Месяца три назад хозяйственные дела молодой матери были совсем плохи. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной; наконец, потеря небольшой, но необходимой для жизни суммы заставила Мери попросить в долг денег у Меннерса. Меннерс держал трактир, лавку и считался состоятельным человеком.

Мери пошла к нему в шесть часов вечера... Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви. Мери ничего не добилась.

- У нас в доме нет даже крошки съестного, -- сказала она соседке. - Я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа...

Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду; непогода и вечерняя изморось сразила ее двухсторонним воспалением легких, как сказал городской врач, вызванный добросердной рассказчицей. Через неделю на двуспальной кровати Лонгрена осталось пустое место, а соседка переселилась в его дом нянчить и кормить девочку...»

Нелли Уварова

Так, не слишком оптимистично и в общем-то трагически, начинается одно из самых романтических произведений мировой литературы.

Каждый из нас легко может представить образ Ассоль в развевающейся на ветру длинной юбке, стоящей на берегу и вглядывающейся вдаль в стремлении первой увидеть на горизонте невиданные никем доселе алые паруса... Но «Алые паруса» Грина - это вовсе не сладкая сказка о том, что мечты обязательно сбываются. Это жестокая история, соленая, как морские брызги бьющихся о берег волн, о праве на мечту каждого человека. Даже и отверженного. Даже и блаженного.

Рамиля Искандер, Илья Исаев

И музыкальный (Максим Дунаевский) спектакль РАМТа в поэтической интерпретации Михаила Бартенева и Андрея Усачева и постановке Алексея Бородина нам об этом напомнил.

Суровый мир, в котором взрослеет отчаянная, в закатанных до колен штанах пацанка Ассоль (Рамиля Искандер), это бедный рыбацкий поселок со старым проржавевшим кораблем и лодками, уткнувшимися носами в мель, единственные достопримечательности которого - таверна на пристани, где люди пытаются забыть о тяготах жизни, и маяк, свет которого не так ярок, как огни города, но тем не менее, должен помочь каждому сбившемуся с пути найти верную дорогу в безбрежном океане жизни.

Алексей Блохин

Это постоянное одиночество и непонимание окружающих, разбавляемое злыми насмешками сверстников.

Это тяжелый безрадостный быт.

Это прекрасные модели парусников - по одному на каждый день рождения, подаренные любящим отцом (Илья Исаев), заменившим Ассоль и мать (Нелли Уварова), и друзей.

Это сказка «самого главного волшебника» Эгля (Алексей Блохин), помогающая скрасить серые будни.

Это надежда, которая несмотря ни на что, в один прекрасный день обретет свои плоть и кровь. Алую, как пролившееся на белое полотно парусов вино.

Денис Баландин, Елена Галибина

Артисты РАМТа, занятые в спектакле, замечательно поют и играют - их герои лазают по канатам, дерутся, ссорятся, влюбляются... И все это спрессовано «меж двумя глотками ароматической водки и размышлением о песнях каторжников» для того, чтобы мысль, которая опережает слова, стала по-настоящему осязаемой.

«... Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное -- получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения -- чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, -- тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим -- значит владеть всем. Что до меня, то наше начало - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь...»

Рамиля Искандер, Александр Рагулин

На фото: Алексей Блохин, Рамиля Искандер, Нелли Уварова, Илья Исаев, Вячеслав Николаев, Александр Рагулин, Денис Баландин, Алексей Бородин, Дмитрий Бурукин, Елена Галибина

{AprilClubNews}